Найти тему
Активный возраст

Госдума внедряет ящики для благотворительности

В российском законодательстве вскоре может появиться новый термин — «ящик для благотворительности». Соответствующие поправки приняты Госдумой. Предлагается также закрепить перечень организаций, которые могут использовать такие ящики, и регламентировать их применение. Авторы инициативы указывают, что пожертвования совершают 53% населения, при этом более половины из них заявляли о готовности жертвовать больше, если точно будут знать, на что будут потрачены их средства. Поэтому, говорят в Госдуме, необходимо исключить «возможность обмана граждан благотворительными организациями».

Госдума во вторник, 8 октября, приняла в первом чтении поправки в закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», которые вводят в законодательство понятие «ящик для сбора пожертвований», а также регламентируют механизм их применения.

Поправки в закон «О благотворительной деятельности» внесены
в Госдуму группой депутатов весной 2018 года. Авторы документа, обосновывая необходимость изменений действующего законодательства, отмечали рост числа граждан и организаций, участвующих
в благотворительной и добровольческой деятельности, расширение числа благотворительных и волонтерских организаций, а также масштабы реализуемых ими благотворительных программ и проектов.
«По данным исследования частных пожертвований в России Фонда поддержки
и развития филантропии «КАФ», на цели благотворительности
в России в 2017 году было потрачено 120 млрд рублей, — отмечается в пояснительной записке. — Благотворительные пожертвования совершали 53% населения, отмечается в исследовании. При этом
59% из этих граждан заявляли о готовности жертвовать больше, если точно будут знать, на что будут потрачены их средства».

При этом, по данным Центра исследований гражданского общества НИУ «Высшая школа экономики», в России лишь 11% респондентов безоговорочно доверяют благотворительным организациям. Эксперты говорят, что следствием этого недоверия, возможно, является тот факт, что подавляющая часть пожертвований россиян не превышала 2 тысячи рублей.

Зачастую сбор средств осуществляется с помощью так называемых благотворительных ящиков. Вместе с тем законодательством не регламентируются правила сбора с их помощью денег. «Отсутствуют не только законодательные положения, регулирующие указанную деятельность, но и легальное определение ящика для сбора пожертвований, — отмечают авторы инициативы. — Нет указания на то, кому может принадлежать такой ящик, где, как и на каком основании он может быть установлен, не определен порядок извлечения пожертвований из ящика». Отсутствие правового регулирования, считают в Госдуме, является основной причиной роста мошенничества
и недоверия граждан к благотворительным организациям.

Депутаты также подчеркивают, что 31% пожертвований совершается через ящики для сбора пожертвований (данные исследования Фонда поддержки и развития филантропии «КАФ»). При этом опыт привлечения ресурсов через ящики существует у 50% организаций. У некоторых организаций средства, привлекаемые с помощью ящиков, составляют 100% финансирования, которое они получают от частных доноров.

В законопроекте предложено закрепить понятие и виды ящиков для сбора пожертвований: переносной и стационарный. Право их использования делегировано исключительно некоммерческим организациям, учредительными документами которых предусмотрено право на осуществление благотворительной деятельности. Требования к ящикам для сбора пожертвований, порядок их установки и использования определяются правительством РФ. При этом оговаривается, что «в процедуре извлечения пожертвований из ящика должно принимать участие лицо, независимое от организации, использующей ящик для сбора пожертвований».

«Глобальная цель нашей инициативы — это повышение прозрачности благотворительной деятельности, — заявила во вторник, 8 октября,
в Госдуме автор инициативы депутат Наталья Костенко (ее цитирует ТАСС). — Это важный шаг, нацеленный на снижение возможности обмана граждан благотворителями». После этого парламент одобрил в первом чтении поправки.