Найти тему

«Серийные» мультперсонажи 1930-х годов

Я писала ранее о первых, не очень удачных, попытках советских мультипликаторов создать серийного персонажа. Вдохновленные успехом американских мультсериалов, наши художники и режиссеры пытались придумать персонаж, понятный и близкий советскому зрителю, за которым им будет интересно наблюдать от серии к серии. Сегодня я продолжу этот рассказ. Речь пойдет об опытах 1930-х годов.

В середине 1930-х годов В. Сутеев, Л. Атаманов и Д. Бабиченко попытались создать постоянного рисованного героя - Кляксу. Вышло два фильма в цикле «Похождения Кляксы». Замысел мультипликаторов был прост:

«Герой наш не должен быть конкретным, каким-нибудь Иван Иванычем Бутыллкиным, наоборот, чрезвычайная его условность позволяет ему работать в любой части света, в любой профессии и обстановке. Отсюда и чрезвычайно условное рождение нашего героя. Он рисуется на экране под детскую песенку. С последней фразой песенки герой создан. Случайно падающая капля туши заливает его. Теперь ясно и имя – это Клякса»[1].

Как я написала выше, на экраны вышли всего две серии цикла, это мультфильмы – «Клякса в Арктике» (1934), навеянный успехами полярных экспедиций (имена папанинцев, челюскинцев знал тогда каждый ребенок), и «Клякса-парикмахер» (1935), который Атаманов делал уже один, без участия Сутеева и Бабиченко. Мультфильмы не сохранились.

О причинах неудачи этой идеи Лев Атаманов рассуждал в нескольких интервью. По его мнению, успеху помешала, во-первых, - «некоторая заданность характера» главного героя; а, во-вторых, - неготовность самых режиссеров полностью посвятить себя этой работе:

«В принципе я очень хорошо отношусь к идее постоянного героя, преклоняюсь перед Диснеем и другими мастерами, которым удалось-таки осуществить идею сериала, но самому мне уже на второй картине становится «скучным» один и тот же герой»[2].

Таким образом, в 1930-е годы еще не пришло время для советских мультсериалов. Впрочем, по мнению И. Иванова-Вано, интересным серийным персонажем мог стать Евлампий Надькин, чьи «похождения» иллюстрировали советские журналы «Бегемот» и «Смехач».

Евлампий Надькин – весьма колоритный персонаж, неуклюжий и простоватый, попадающий из одной неприятности в другую. Но его поступки всегда отличались веселыми и остроумными находками, столь близкими искусству мультипликации. К сожалению, эти опыты самобытного художника Бориса Антоновского так и не были реализованы в анимации. Критики не обратили внимания на его пробы в этой области (мультфильмы «Смотри в корень» (1930), «Они и мы» (1931)), и он ушел из мультипликации, а в 1934 году – скоропостижно скончался.

Предлагаю вашему вниманию несколько историй с участием Евлампия Надькина:

P.S. О «серийных» мультперсонажах 1920-х годов читайте здесь.

[1] Легенды отечественной анимации // Лавры кино – март – 2015.

[2] Мудрость вымысла. Мастера мультипликации о себе и своем искусстве. – М.: «Искусство», 1983.

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки. И смотрите мультфильмы:-)