Есть имена русских адмиралов, которые знает и помнит практически каждый, а есть, гремевшие в своё время, но как-то отошедшие в тень столетий.
В начале речь пойдёт о Самуиле Карловиче Грейге. На самом деле он, конечно, звался Сэмюэлем Чарльзовичем, но для русских языков того времени это было слишком непроизносимо. А был он шотландцем из клана МакГрегор, который в 1603 году король Яков VI ( я думаю, был он всё же Джейкобом :) изгнал из страны и имя это было запрещено под страхом смерти.
МакГрегоры приняли другие имена, а поскольку имущества были лишены, то большинство из них занялись малопочтенными делишками вроде разбоя и рэкета. Короче, жёсткий был народ. Отец нашего героя стал капитаном торгового судна и сын пошёл по его стопам, начав карьеру с должности матроса. В 1750-м году он поступил на военный флот и дослужился до лейтенанта, приняв участие во многих славных делах, однако дальнейшего роста достичь никак не удавалось, учитывая дурную славу рода.
А тут как раз Россия попросила Британию прислать несколько боевых офицеров для укрепления российского флота, тогда эти дела просто решались. И Грейгу улыбнулась удача. В 1764 году он был уже капитаном 1 ранга и успел покомандовать несколькими кораблями. Энергичный шотландец предложил много усовершенствований и получил возможность воплотить их в жизнь при строительстве нового корабля "Три иерарха", которым и стал командовать в дальнейшем.
В 1770 году в Хиосском сражении командовал уже группой кораблей, на его "Трёх иерархах" находился и командующий всем флотом граф Алексей Орлов. Разгромленная турецкая эскадра пыталась спастись в Чесменской бухте, но и там была настигнута артиллерийским огнём русских кораблей и подверглась атакам брандеров.
В диспозиции к сражению говорилось:
Господину Грейгу сделать расположение, когда брандеры, для сожжения неприятельского флота, подойдут, чтоб оных охранять и от определенной со эскадры и бомбандирского пальбою их не побить, и им в зажжении помешательства не сделать; а когда зажгут, то жестокою пальбою и протчей неприятельский флот привести в его беспорядке к тому, дабы один от другого загорался, и напоследок принуждены бы были стать на мель и раззориться.
С поставленной задачей он справился отлично. В донесении императрице граф Орлов отмечал «искусного и неутомимого Грейга». Екатерина II по указу от 22 сентября 1770 года наградила шотландца орденом Святого Георгия II степени. Грейг стал первым моряком, удостоенным столь высокой награды. В 1770 году ему было пожаловано российское потомственное дворянство. Долго перечислять все его подвиги в Средиземном море, имеются обширные статьи на эту тему. Можно упомянуть и о довольно неприятном для него поручении доставить в Россию авантюристку княжну Тараканову. Контр-адмирал жаловался графу Орлову, что он не имел в жизни более трудной комиссии.
В дальнейшем вице-адмирал Грейг был назначен главным командиром Кронштадского порта и отдался полностью административной деятельности, а также дальнейшим усовершенствованием кораблей и строительными работами. Доки, каналы и причалы, построенные под его руководством, существуют до сих пор.
28 июня 1782 года Грейга пожаловали в адмиралы. Он получил орден Святого Владимира. Был признан и вклад моряка в развитие науки. 14 марта 1782 года С. К. Грейга за заслуги в области кораблестроения, инженерной практики и военно-морского дела избрало своим членом Лондонское Королевское общество. 18 августа 1783 года на конференции Петербургской академии наук по предложению Е. Р. Дашковой Грейга единогласно избрали почетным академиком.
Адмирал занимался усовершенствованием артиллерии, санитарным состоянием кораблей, обучению моряков и даже... борьбой с пьянством на флоте.
Однако ему довелось таки вернуться на море и в 1788 году под его командованием флот одержал победу над шведами у острова Гогланд. Но вскоре после этого его настигла тяжёлая болезнь и он скончался на борту корабля. Похоронен в нынешнем Таллине.
Впоследствии его именем был назван броненосец береговой обороны "Адмирал Грейг".
Сын адмирала Грейга Алексей тоже стал известным для своего времени адмиралом, командовал Черноморским флотом, основал Пулковскую обсерваторию, внук Самуил также сделал военную карьеру, правда с уклоном в административную деятельность, высшей его должностью был пост министра финансов Российской империи.
...............................................................................................
Адмирал Павел Васильевич Чичагов был сыном адмирала Василия Яковлевича Чичагова, сменившего Грейга после его смерти на посту командующего флотом. Он одержал решительные победы над шведами, но не менее известен тем, что докладывая Екатерине II о сражении, разразился отборным матом, а когда замолк, поняв свою оплошность, императрица ободрила его, сказав: "Ничего, продолжайте, я ваших морских терминов не понимаю" :)
Неудивительно, что и сын пошёл по отцовской стезе. Хотя и начал службу сержантом Лейб-гвардии Преображенского полка, но через три года стал поручиком морского батальона, а потом, как и положено мажору, перешёл под командование отца. В 21 год стал капитаном 2 ранга. Командуя кораблём "Ростислав", участвовал в нескольких сражениях. В мае 1790 года был награждён орденом Святого Георгия IV, а через месяц золотой шпагой с надписью "За храбрость". Ещё через пару месяцев после Выборгского сражения стал капитаном 1 ранга.
В 1792 году "желая усовершенствоваться в морских науках" пробил через отца разрешение императрицы на поездку в Англию, где провёл около года. Потратил он их с умом, изучая английский язык и морское дело, но стал при этом ярым англофилом. Это выразилось и в том, что невесту себе он подыскал тоже в Британии. Служил отлично, быстро рос в чинах, но и мнение о себе имел высокое, что не могло не породить врагов-завистников и сильно повредило ему.
Император Павел благоволил ему, но на конверте письма в котором сообщалось о награждении Чичагова, была сделана ошибка в его звании. Наш герой полез в бутылку и дело дошло до того, что он подал в отставку. Император таких выкрутасов не терпел и вышиб его с военной службы без пенсии, ибо было Чичагову на тот момент лишь тридцать лет.
А тут невеста напомнила о себе и пришлось ему обратиться к самодержцу с просьбой о разрешении выезда для женитьбы, на что тот ответил: «в России настолько достаточно девиц, что нет надобности ехать искать их в Англию». Однако вскоре простил упрямца и вернул на службу в звании контр-адмирала и собирался отправить его командиром эскадры повоевать с голландцами.
Но тут подсуетились завистники и стали подзуживать подозрительного императора, что адмирал не только всё-таки женится на англичанке, воспользовавшись случаем, так ещё и вообще перейдёт на службу к англичанам. В итоге он оказался в Петропавловской крепости всего лишь через месяц с небольшим после восстановления на службе. При этом с него был сорван орден Святого Георгия, а мундир он в гневе бросил под ноги сам. Конечно, опять был лишён воинского звания, пенсии и других преимуществ.
Однако, не прошло и месяца, как он опять был восстановлен в звании, получил разрешение на женитьбу и отправился таки командиром эскадры на войну. Вот служба была - не заскучаешь :) Снова проявил себя с лучшей стороны, был награждён английским королём. После гибели Павла быстро пошёл в рост и в последний день декабря 1802 года стал морским министром. Что друзей ему благодаря такой непотопляемости не прибавило.
Портрет Павла Чичагова предположительно кисти английского художника:
Он очень много сделал для развития военного флота, но травля не прекращалась. В 1809 году подал прошение об отпуске и уехал за границу, забив на службу, а в 1811 году подал прошение об отставке.
В ноябре того же года стал генерал-адъютантом при особе государя.
И тут случилось интересное - в 1812 году он был назначен главнокомандующим Дунайской армией, Черноморским флотом и генерал-губернатором Молдавии и Валахии. Император был недоволен медлительностью Кутузова и решил, что адмирал лучше справится на сухопутном фронте, чем немало всех удивил.
Главным промахом сухопутного адмирала считается, что он упустил Наполеона при Березине. Разразился большой скандал. Даже дедушка Крылов отметился басней "Щука и кот", начинающейся известными строками: "Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник.." Намекая на морское происхождение адмирала, он был выведен в качестве глупой щуки, отправившейся ловить мышей, но чуть не съеденной ими. Конец разящий - "Это, Щука,
Тебе наука:
Вперед умнее быть
И за мышами не ходить."
Позднейшие исследования показали, что причиной неудачи были не только личные качества адмирала, но и сложившиеся обстоятельства, только кому уже это было интересно?
В 1814 году он навсегда покинул Россию, в 1834 принял британское подданство. В том же году ослеп. Умер в 1849 году в Париже. Сыновей у него не было, жена-англичанка родила адмиралу трёх дочерей. По воспоминаниям современников, Чичагов был умным и образованным человеком, честным и «прямого характера». К «придворным знатным льстецам относился с большим невниманием, а к иным — даже с пренебрежением»; с низшими и подчинёнными был приветлив.
Имя "Адмирал Чичагов" получил однотипный с "Адмиралом Грейгом" броненосец береговой обороны. Я склонен думать, что назван он всё же в честь Чичагова-отца.
Как и заложенный в апреле этого года фрегат
Ещё статьи об адмиралах:
Станет ли сын адмирала адмиралом?
Он взрывал вражеские корабли, а его старались взорвать в столицах
Рабоче-крестьянский Красный флот под командованием царских адмиралов и офицеров
Оглавление - Полный каталог статей журнала здесь