Найти тему
Объединенные Юристы

Как легально организовать учёбу в образовательных заведениях вне России.

Образовательная лицензия для обучения за границей.
Образовательная лицензия для обучения за границей.

Образование является той сферой деятельности, внимание которой не может не уделяться ввиду важности ее развития.

В настоящее время нередко можно услышать такую характеристику образования и образовательных учреждений, как «престижное». И если рассматривать данное определение не как гонку за «видимостью успеха», а как показатель качества образования, то можно сказать, что лица, осуществляющие образовательную деятельность, чувствующие к этому призвание, не могут не желать стать лидерами в данной сфере, обучать своих подопечных с помощью новейших технологий, давать глубокие знания, а как результат – стать престижными учебными заведениями.

Нередко фраза «престижное образование» ассоциируется с иностранным образованием. Все больше студентов поступают на учебу в учебные заведения иностранных государств или уезжают учиться в рамках программы обучения по обмену. Однако данное мнение может носить поверхностный характер. Подход к образовательной деятельности в России хоть и не лишен недостатков, но российские учебные заведения богаты юными талантами, дарованиями и учеными. Поэтому актуальным направлением является открытие российских учебных заведений на территории иностранных государств. Прежде всего, такое «представительство» обеспечивает доступ соотечественников, проживающих за рубежом, к российскому образованию, а помимо этого, способствует популяризации российского образования на международной арене. Данный вопрос привлек и внимание Администрации Президента РФ, в связи с чем была разработана Концепция «Русская школа за рубежом» (далее Концепция), которая описывает основные цели осуществления российскими образовательными организациями обучения за пределами территории России, а также раскрывает меры по поддержке данных организаций.

Каким же образом организуется указанная деятельность российскими образовательными организациями за рубежом?

Во-первых, подчеркнем, что осуществлять образовательную деятельность на территории иностранных государств могут только образовательные организации (их филиалы), согласно Положению «О лицензировании образовательной деятельности», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 №966 (далее Положение № 966). Образовательные организации – это некоммерческие юридические лица, основной деятельностью которых является образовательная деятельность. Т.е. организации, осуществляющие обучение (юридические лица, которые оказывают образовательные услуги в качестве дополнительной деятельности) не могут осуществлять образовательную деятельность на территории иностранных государств.

Во-вторых, российское образовательное учреждение, расположенное за пределами России, должно иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности, полученной от Рособрнауки. К такому лицензиату не предъявляются некоторые лицензионные требования, например, не требуется получение санитарно-эпидемиологического заключения для установления соответствия учебных помещений предъявляемым санитарным нормам.

Что остается неизменным, так это наличие на законном основании зданий, строений, сооружений и помещений, необходимых для осуществления образовательной деятельности. Соответственно, соискатель лицензии должен иметь в собственности такие помещения на территории иностранного государства, где планируется осуществление деятельности, либо должен быть стороной договора, предоставляющего данные помещения соискателю лицензии для использования.

Обязательным является и наличие разработанных и утвержденных образовательных программ, реализация которых и будет представлять собой образовательную деятельность. Стоит отметить, что вне пределов России можно реализовывать как основные, так и дополнительные образовательные программы. Для этого требуется также иметь соответствующее материально-техническое оснащение.

Дополнительные требования могут предъявляться исходя из содержания заявленных соискателем лицензии образовательных программ (например, наличие условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения). Кстати, п. 16 Концепции прямо предусматривает использование электронных и дистанционных форм обучения при организации образовательной деятельности.

Таким образом, перечисленные требования относятся к процедуре получения лицензии, необходимой для осуществления образовательной деятельности вне пределов России.

Что касается самой организации учебы за рубежом, то Положением № 966 порядок ее установления не регламентируется.

Например, в отношении высших учебных заведений Министерством образования РФ в 1999 г. было разработано Письмо № 53-33-326, описывающее порядок открытия филиала ВУЗов за рубежом. Согласно нему, ВУЗ должен предоставить в федеральный орган исполнительной власти по подчиненности предложение о создании филиала, и приложить к нему проект международного договора, социально-экономическое обоснование открытия филиала ВУЗа за рубежом, выписку из решения учебного совета ВУЗа о создании филиала, перечень образовательных программ (с указанием срока их реализации и описанием предполагаемого контингента обучающихся), документы, подтверждающие заинтересованность иностранного государства (государственных органов и зарубежных юридических лиц) и его готовность оказать помощь в решении организационных вопросов деятельности филиала, а также копии документов, подтверждающих наличие соответствующей учебно-материальной базы. Все вопросы принятия на обучение студентов, языка обучения, направление образовательных программ определяются международным договором. При этом, документы об образовании могут быть выданы и на иностранном языке согласно ст. 60 Федерального Закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Однако образцы таких документов устанавливаются органами исполнительной власти РФ. 

В заключение отметим: для организации учебы за рубежом российскими образовательными организациями необходимо получить лицензию, выдаваемую в России (лицензирующий орган – Рособрнадзор). Данное требование является ключевым, поскольку только оно дает право заниматься образовательной деятельностью российским хозяйствующим субъектам, в том числе, за пределами РФ. Лицензионные требования сами по себе можно рассматривать как своеобразные этапы, при прохождении которых и будет отчасти формироваться организация образовательной деятельности на территории иностранного государства.

https://www.ulc.ru/obrazovatelnaja-licenzija/

Светличная Ксения,

юрист, специалист по лицензированию

группы Объединённые Юристы