Найти тему
Краснобай

Так пусть же Красная сжимает властно свой шт...

Каждая песня состоит из трех компонентов: музыка, вокал и текст. Но удачными из этих трех могут быть, максимум, два. Это в большинстве случаев так.

Вот, к примеру, песни Земфиры. Музыка - хорошая. Вокал - сильный, петь умеет. А вот тексты - не пойми что. Убери музыку и вокал, оставь один текст - получится какая-то обрывочная мешанина спутанного сознания на русском и нерусском.

Или вот обратный пример: песни Высоцкого. Музыка - три блатных аккорда. Вокал - никакой. А тексты - замечательные, сильные, техничные (рифма, размер, фонетика). Золотой фонд русской поэзии.

Не, конечно, бывают и совсем экстремальные примеры - та же Лена Зосимова и "Подружки мои, не ревнуйте" (на Ютюбе есть). Там все эти три компонента отсутствуют напрочь.

Кадр из одноименного клипа. Просмотр после еды строго запрещается. Во избежание патологических реакций.
Кадр из одноименного клипа. Просмотр после еды строго запрещается. Во избежание патологических реакций.

Но было бы ошибкой полагать, что вот эта вот "компонентщина" - достижение последних лет. Этой компонентщине скоро сто лет исполнится, если не более. Только никто этого не замечает.

Я имею в виду знаменитый советский марш "Белая армия, черный барон" (1920, Киев). Музыка Самуила Покрасса, слова приписываются Павлу Горинштейну. В совокупности, это достаточно неплохое произведение - музыка, хоровое исполнение. НО: кроме текста. Текст по отдельности - классическое пособие по нарушению ТБ при обращении с оружием. Читаем припев (ведь припев - это самая запоминающаяся часть любой песни):

Так пусть же Красная сжимает властно
Свой штык мозолистой рукой!
И все должны мы неудержимо
Идти в последний смертный бой.

Простите, а вы когда-нибудь пробовали штык сжимать? Не, вы вот ответьте на простой вопрос русским по белому - пробовали как в тексте? Рукой? Хоть мозолистой, хоть еще какой? Игольчатый? От трехлинейки? Как это делать и, главное, зачем? Чтоб руку порезать? Чтоб подставить ее под самопроизвольный выстрел (если штык примкнут к винтовке)? И чтоб заодно получить трындюлей от товарища сержанта?

Вообще, мне на ум приходит только два случая, когда штык можно рукой сжимать:

1. Когда штык от винтовки отваливается. Но тогда такое оружие не пригодно к эксплуатации.
2. Когда штык воткнули в самого бойца, и он инстинктивно пытается его рукой вытащить. Но в этом случае вообще вырисовывается антисоветская пропаганда...

А ведь текст там вполне можно было подкорректировать. Например, штык вполне можно было заменить на цевье. И все было бы кошерно. Или вообще переписать:

Так пусть же Красная сжимает крепко
Винтовку твердою рукой...

Тогда бы все звучало вполне логично и прилично. Но нет - надо было так, как получилось.

Тут, кстати, вырисовывается дополнительный вопрос: а вот "сжимать властно" - это как? Крепко сжимать - знаю. Туго сжимать - знаю. А вот властно-то - как это?

Вот представьте: сидите вы за обедом. У вас в руках нож и вилка. Сожмите что-нибудь из них властно. Получилось? Если получилось - расскажите как. А то я тут как Василь Иваныч - я даже представить этого не могу.

Иллюстрация из сборника советских революционных плакатов, изданного в Киеве в 1933 году. Составители - С. Томах и Е. Холостенко. Примечательно то, что на плакате как раз упоминается Врангель - тот самый "черный барон" из песни.
Иллюстрация из сборника советских революционных плакатов, изданного в Киеве в 1933 году. Составители - С. Томах и Е. Холостенко. Примечательно то, что на плакате как раз упоминается Врангель - тот самый "черный барон" из песни.

Два простых вопроса к тексту - и всё, текста нет. Текст некогда героической песни превращается в не пойми что. Причем почти уже 100 лет все поют эту песню, и ни у кого в мозгу даже и ухом не моргнуло поинтересоваться - а как это?

У меня есть версия, что здесь мы имеем дело не с оригинальным текстом, а с отредактированным. Отсюда и такие нестыковки. Здесь может быть тот же случай, что у "За рекой Ляо-Хэ" (казачья песня времен японской войны) vs. "Там вдали за рекой" (переделка для Красной Армии). Но это - тема отдельной статьи и отдельной метки.