Памятник Николаю I в Петербурге дважды обязан своим существованием Петру Клодту – и своим рождением, как автору, и тем, что решение поставить коня на две ноги спасло памятник от уничтожения через много лет после смерти великого скульптора.
Всего в мире существует только три конные статуи, кони которых стоят на двух ногах. И памятник на Исакиевской площади – один из них и единственный в России. Он был сооружен по указу Александра II в начале его царствования и был открыт летом 1859 года.
Скульптор был выбран Александром II не случайно – Клодт после создания скульптур на Аничковом мосту считался непревзойденным мастером создания конных статуй. Сам «прототип» памятника – император Николай I, пошутил как-то, что
Клодт «делает коней лучше, чем жеребцы».
Очевидцы утверждали, что когда Александр II увидел статую, он высказал опасения, что она не устоит на двух ногах и обрушится. На это Клодт заявил, что готов сам лечь под передние ноги коня.
Композиционное решение памятника, на котором настоял скульптор, позволило спасти его от уничтожения через несколько десятилетий. После Октябрьской революции были планы его снести – мало того, что это монумент царю, так еще и самому «Николаю Палкину», проклинаемому поколениями «революционных демократов». Однако деятелям культуры удалось убедить деятелей партийных в том, что это уникальная конная статуя, стоящая на двух ногах, произведение не только Клодта, но талантливых крепостных мастеров…
Кстати, при реставрации памятника в позднее советское время, было обнаружено, что статуя удерживается на двух ногах не столько , как считалось ранее, благодаря выверенному балансу, сколько благодаря стальным стержням, вставленным в ноги коня.
Император был шефом Конногвардейского полка, располагавшегося неподалеку, на Конногвардейском бульваре. Поэтому на памятнике он предстает в мундире Конногвардейского полка. С четырех сторон на пьедестале изображены самые известные эпизоды царствования императора: мятеж декабристов, личное усмирение императором толпы на Сенной площади во время эпидемии холеры, составление свода законов Российской империи, строительство железной дороги между Москвой и Петербургом.
Интересно то, что лица четырех аллегорических фигур, расположенных вокруг пьедестала, передают черты близких императора – его супруги и трех дочерей.
Скульптор создавал фигуру Николая Павловича уже после его смерти, поэтому, фактически, мы видим на коне скульптурное изображение модели – реально существовавшего человека, который фигурой и выправкой был очень похож на покойного императора. Быть такой моделью счел за честь для себя генерал от кавалерии, барон Егор Федорович Мейндорф, позировавший Клодту.
Как и со многими другими памятниками, с этим также связаны городские байки, ставшие частью петербургского фольклора дореволюционных времен. Одна из них основана на том, что конная статуя Николая I «скачет» в ту же сторону, что и находящийся на Сенатской площади «Медный всадник». Звучало это так:
"Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает".
Еще одна байка, к ужасу шибко культурных местных интеллигентов, связана с тем, что где-то на шее коня нанесено самое популярное русское нецензурное слово из трех букв. Причем оно буквально отлито в бронзе – нанесено на форму до отливки статуи. Предположительно, этим актом вандализма рабочие - литейщики выразили всю свою классовую неприязнь к деспотизму. Поэтому, если вы увидите недалеко от памятника людей с мощными биноклями, внимательно рассматривающими детали конной статуи, знайте – они тоже причастны к этой тайне…
С расположением монумента императору также связано предание, объясняющее, почему в Мариинском дворце, окна которого выходят на Исаакиевскую площадь, отказалась жить дочь Николая I – Мария, для которой, собственно, и строился этот (Мариинский) дворец. Якобы, она не захотела видеть из окон фигуру отца, повернувшегося к ней спиной.
Монумент Николаю I стал последним творением великого создателя конных статуй Петра Клодта и последним проектом великого архитектора Монферрана. Поэтому, это памятник не только императору, но и своим создателям. И это самая красивая конная статуя Петербурга – свидетель тех ушедших времен, когда конь и человек могли быть в движении как единое целое. И это памятник Империи, самый величественный, самый имперский монумент былой столицы.