Найти тему
Реки и веси Лисы Леси

Православный монастырь, спасенный ханом Батыем

Впервые я оказалась здесь случайно: мы ехали по вполне определенному плану, увидели на дороге указатель к монастырю, название которого нам ни о чем не говорило, и туристический автобус, свернувший как раз под этот указатель. «Туристы? В незнакомое место? Там явно должно быть что-то любопытное», - решили мы и поехали следом.

На колокольне...
На колокольне...

Это теперь я знаю, что именно о нем Есенинские слова:

Не за песни весны над равниною
Дорога мне зеленая ширь –
Полюбил я тоской журавлиною
На высокой горе монастырь.
Иоанно-Богословский монастырь с борта теплохода
Иоанно-Богословский монастырь с борта теплохода

Это теперь я сама из рейса в рейс своего теплохода «Сергей Образцов» зазываю туристов на солнечную палубу, чтобы увидели они красоту Иоанно-Богословского мужского монастыря в Пощупово хотя бы издалека, с воды, с красавицы нашей Оки. Это теперь рассказываю его историю, что началась далеко-далеко, и во времени далеко, и в пространстве…

Жил в греческой земле мальчишка-гусарь, бедный, сирота, а гусарь – так гусей пас за воротами своего города, чтобы на жизнь заработать. Каждый день гнал их через эти ворота, а на них образ был написан – образ св. Иоанна Богослова, и мечтал мальчишка о том, чтобы самому суметь этого святого написать. Только не умел он рисовать, и сколько ни чертил пальцем на песке, а ничего не выходило. Три года так мечтал и пытался, пока не явился ему сам Иоанн Богослов и не помог поступить в ученики к иконописцу. Дальше легенда говорит, что мечта его сбылась, образ он написал (не без личной помощи все того же святого), и со временем неведомыми уже нам из-за давности лет путями один греческий патриарх прислал этот образ в дар какому-то рязанскому князю.

-3

И этот факт вроде бы уже совсем не легенда, потому что и ученые считают, что заложили Иоанно-Богословский мужской монастырь греческие монахи. Один из самых древних он на Рязанщине: датой основания считается конец XII - начало XIII века. Долгие годы тот образ Иоанна Богослова был святыней обители, пока не исчез накануне закрытия монастыря в 1930 году.

А еще одну легенду про этот монастырь хоть краем уха слышали многие, пусть и не помня, где дело было, а было здесь и вот какое.

В 1237 году, страшном для Рязанской земли, подошел к монастырю Батый с ордой, и казалось, все, монастырь обречен. Но ночью случилось Батыю видение: будто пришел к нему какой-то старец, в руке книга, вокруг самого – сияние, и строго-настрого приказал не прикасаться к святой обители. И так этот злобный воин проникся случившимся, что не только монастырь не тронул, но и святому образу поклонился, и повесил на него свою золотую охранную печать. Правда, ее история оказалась короче иконы Иоанна Богослова: 416 лет провисела, а потом архиепископ Рязанский и Муромский Мисаил, видимо, никаких орд более не боявшийся, приказал снять и позлатить ею водосвятную чашу в Успенском соборе Рязани. Так и остались одни легенды об образе и печати…

А монастырь стоит. Пережив бури веков, все нашествия орды, екатерининскую секуляризацию, время обнищания и забвения, время безбожия советской власти – стоит!

Здесь не написан век, и зря: число внушительно - больше 800 лет монастырю.
Здесь не написан век, и зря: число внушительно - больше 800 лет монастырю.

Есть у меня один совет для тех, кто пока там ни разу не был: запланируйте поездку на Красную Горку, и тогда у вас будет возможность подняться сюда.

"Новая" (1901 год) колокольня монастыря
"Новая" (1901 год) колокольня монастыря

У нас это было так: 115 лет, 76 метров, но мы идем не так высоко, только до колоколов. Только!))

-7

И замолкаем, не в силах говорить от восторга. И сначала я вообще забываю, что шла сюда за красивыми фото, вместо этого заражаюсь всеобщей радостью и улыбаюсь вместе со всеми, и …с тем же выражением счастья на лице, что у этих людей, звоню в самый большой колокол!

Ну, и без фотографий, конечно, не обошлось.

А уже потом, после, получив для души нечто гораздо большее, чем простор и красоту весенней бескрайности земли, можно спуститься обратно на землю. Если вы человек верующий, то поймете и найдете все сами, но даже если интересна только история, культура и радость для глаз, не уезжайте, не увидев иконостаса Успенского собора монастыря.

Только подумать, что в советское время здесь был гараж для сельхозтехники, что уже в наше время специалисты оценивали состояние храма словами: «восстановление не представляется возможным». А теперь смотришь и думаешь: так, может, и с другими погибающими храмами не все безнадежно, может, и к ним придет благодать восстановления и красоты?

Еще одно фото, да простят меня монахи и души тех, кто здесь покоится.

Храм-усыпальница в честь Серафима Саровского, Иувеналия Рязанского и всех новомучеников и исповедников российских. Расположен под алтарной частью Иоанно-Богословского собора
Храм-усыпальница в честь Серафима Саровского, Иувеналия Рязанского и всех новомучеников и исповедников российских. Расположен под алтарной частью Иоанно-Богословского собора

Ну и, конечно, не будет полным посещение этого места без того, чтобы не сходить пешком к Святому источнику. Можно не верить в святость его воды, в задокументированные чудесные исцеления, это уже дело каждого, интимное дело, но перед отъездом хотя бы не прогуляться за стенами монастыря?

Восстановленная по старым чертежам часовня
Восстановленная по старым чертежам часовня

Родниковых ключей здесь множество, так что я не стала вникать, который из них «святее», а люди набирают свои канистры и бидоны и из лесного родника, и становясь на колени перед колодцем с трубой. Мне этого стремления запастись святостью не понять никогда, для меня если уж вода святая, то употреблять ее надо совсем не в промышленных количествах.

Купальня, где можно окунуться целиком, она разделена на мужскую и женскую части, как баня, но сама я не заходила, так как здесь обычай не вытираться после купания и надевать одежду на мокрое тело, а рисковать и испытывать степень своей веры мне не захотелось.

-13

Вход в древние иноческие пещеры именно здесь, на пригорке рядом с источниками.

-14

А под купальней тоже явно родникового происхождения пруд с чистейшей водой – чудесное место посидеть в тишине и подумать… или не думать, а, наоборот, отрешиться от дум, от проблем, от всего суетного…

-15

…потом встать, собраться в обратный путь и вдруг наткнуться взглядом на камень…

-16

…неведомо кем здесь положенный (да и не один такой), спросить у местных жителей, не найти ответа, озадачиться тем, что он – один в один «Девий камень» в Голосовом овраге Коломенского, вспомнить, как искала ответ об огромной каменюке около источника в Радонеже и тоже не нашла, смириться с загадкой и отправиться в гул и гомон больших городов, пытаясь не растерять заряд умиротворения в привычных многочасовых пробках.

Спасибо всем, кто прочитал! Не пожалейте лайк, если вам понравилось, ведь вам не трудно, а каналу приятно и полезно))
И подписывайтесь на мой канал, здесь гарантированы только личные фото, рассказы и впечатления.