Впервые я оказалась здесь случайно: мы ехали по вполне определенному плану, увидели на дороге указатель к монастырю, название которого нам ни о чем не говорило, и туристический автобус, свернувший как раз под этот указатель. «Туристы? В незнакомое место? Там явно должно быть что-то любопытное», - решили мы и поехали следом.
Это теперь я знаю, что именно о нем Есенинские слова:
Не за песни весны над равниною
Дорога мне зеленая ширь –
Полюбил я тоской журавлиною
На высокой горе монастырь.
Это теперь я сама из рейса в рейс своего теплохода «Сергей Образцов» зазываю туристов на солнечную палубу, чтобы увидели они красоту Иоанно-Богословского мужского монастыря в Пощупово хотя бы издалека, с воды, с красавицы нашей Оки. Это теперь рассказываю его историю, что началась далеко-далеко, и во времени далеко, и в пространстве…
Жил в греческой земле мальчишка-гусарь, бедный, сирота, а гусарь – так гусей пас за воротами своего города, чтобы на жизнь заработать. Каждый день гнал их через эти ворота, а на них образ был написан – образ св. Иоанна Богослова, и мечтал мальчишка о том, чтобы самому суметь этого святого написать. Только не умел он рисовать, и сколько ни чертил пальцем на песке, а ничего не выходило. Три года так мечтал и пытался, пока не явился ему сам Иоанн Богослов и не помог поступить в ученики к иконописцу. Дальше легенда говорит, что мечта его сбылась, образ он написал (не без личной помощи все того же святого), и со временем неведомыми уже нам из-за давности лет путями один греческий патриарх прислал этот образ в дар какому-то рязанскому князю.
И этот факт вроде бы уже совсем не легенда, потому что и ученые считают, что заложили Иоанно-Богословский мужской монастырь греческие монахи. Один из самых древних он на Рязанщине: датой основания считается конец XII - начало XIII века. Долгие годы тот образ Иоанна Богослова был святыней обители, пока не исчез накануне закрытия монастыря в 1930 году.
А еще одну легенду про этот монастырь хоть краем уха слышали многие, пусть и не помня, где дело было, а было здесь и вот какое.
В 1237 году, страшном для Рязанской земли, подошел к монастырю Батый с ордой, и казалось, все, монастырь обречен. Но ночью случилось Батыю видение: будто пришел к нему какой-то старец, в руке книга, вокруг самого – сияние, и строго-настрого приказал не прикасаться к святой обители. И так этот злобный воин проникся случившимся, что не только монастырь не тронул, но и святому образу поклонился, и повесил на него свою золотую охранную печать. Правда, ее история оказалась короче иконы Иоанна Богослова: 416 лет провисела, а потом архиепископ Рязанский и Муромский Мисаил, видимо, никаких орд более не боявшийся, приказал снять и позлатить ею водосвятную чашу в Успенском соборе Рязани. Так и остались одни легенды об образе и печати…
А монастырь стоит. Пережив бури веков, все нашествия орды, екатерининскую секуляризацию, время обнищания и забвения, время безбожия советской власти – стоит!
Есть у меня один совет для тех, кто пока там ни разу не был: запланируйте поездку на Красную Горку, и тогда у вас будет возможность подняться сюда.
У нас это было так: 115 лет, 76 метров, но мы идем не так высоко, только до колоколов. Только!))
И замолкаем, не в силах говорить от восторга. И сначала я вообще забываю, что шла сюда за красивыми фото, вместо этого заражаюсь всеобщей радостью и улыбаюсь вместе со всеми, и …с тем же выражением счастья на лице, что у этих людей, звоню в самый большой колокол!
Ну, и без фотографий, конечно, не обошлось.
А уже потом, после, получив для души нечто гораздо большее, чем простор и красоту весенней бескрайности земли, можно спуститься обратно на землю. Если вы человек верующий, то поймете и найдете все сами, но даже если интересна только история, культура и радость для глаз, не уезжайте, не увидев иконостаса Успенского собора монастыря.
Только подумать, что в советское время здесь был гараж для сельхозтехники, что уже в наше время специалисты оценивали состояние храма словами: «восстановление не представляется возможным». А теперь смотришь и думаешь: так, может, и с другими погибающими храмами не все безнадежно, может, и к ним придет благодать восстановления и красоты?
Еще одно фото, да простят меня монахи и души тех, кто здесь покоится.
Ну и, конечно, не будет полным посещение этого места без того, чтобы не сходить пешком к Святому источнику. Можно не верить в святость его воды, в задокументированные чудесные исцеления, это уже дело каждого, интимное дело, но перед отъездом хотя бы не прогуляться за стенами монастыря?
Родниковых ключей здесь множество, так что я не стала вникать, который из них «святее», а люди набирают свои канистры и бидоны и из лесного родника, и становясь на колени перед колодцем с трубой. Мне этого стремления запастись святостью не понять никогда, для меня если уж вода святая, то употреблять ее надо совсем не в промышленных количествах.
Купальня, где можно окунуться целиком, она разделена на мужскую и женскую части, как баня, но сама я не заходила, так как здесь обычай не вытираться после купания и надевать одежду на мокрое тело, а рисковать и испытывать степень своей веры мне не захотелось.
Вход в древние иноческие пещеры именно здесь, на пригорке рядом с источниками.
А под купальней тоже явно родникового происхождения пруд с чистейшей водой – чудесное место посидеть в тишине и подумать… или не думать, а, наоборот, отрешиться от дум, от проблем, от всего суетного…
…потом встать, собраться в обратный путь и вдруг наткнуться взглядом на камень…
…неведомо кем здесь положенный (да и не один такой), спросить у местных жителей, не найти ответа, озадачиться тем, что он – один в один «Девий камень» в Голосовом овраге Коломенского, вспомнить, как искала ответ об огромной каменюке около источника в Радонеже и тоже не нашла, смириться с загадкой и отправиться в гул и гомон больших городов, пытаясь не растерять заряд умиротворения в привычных многочасовых пробках.
Спасибо всем, кто прочитал! Не пожалейте лайк, если вам понравилось, ведь вам не трудно, а каналу приятно и полезно))
И подписывайтесь на мой канал, здесь гарантированы только личные фото, рассказы и впечатления.