КИНОРЕЖИССУРА
СЦЕНА И ЭПИЗОД
Сцена в общем случае представляет собой часть произведения, считается, что это мельчайшая часть и она обладает единством времени, места и действия.
Как это понимается?
Время непрерывно течет, действие непрерывно происходит, а место непрерывно присутствует. Это в общем случае.
На самом деле все намного сложнее.
В независимости того, какие изменения произойдут в действии, времени, местах действия, от этого будет зависеть выразительность сцены.
На сколько возможно в данном конкретном материале менять параметры?
Действие изменилась - новая сцена.
Изменился один из трех параметров - новая сцена.
Один из важных моментов - понимание места действия.
В отличие от театра, в кино сцена может проходить в нескольких местах действия.
ХАРАКТЕРИСТИКИ СЦЕНЫ
- Единство действия, времени и месте действия.
- Сцена основывается на одном или более событиях.
- Сцена - это всегда новый уровень разработки конфликта.
- Сцена обладает многоточечностью изложения, то есть происходящее в ней очень часто дается с разных точек зрения. Монтажный переход от одной сцены к другой.
- Сцена обладает своей драматургией, то есть обладает своей композицией и в результате этого обладает своей драматургией. Ее драматургия может быть в разной степени развита. Никогда не нужно делать сценарий из равноразвернутых сцен!
- Сцена относительно завершена. Сцена начинается не сначала и завершается в любой момент действия. В сцене должны быть такие моменты, которые не завершены и требуют завершения.
КЛАССИФИКАЦИЯ СЦЕН
Уровень разработки развернутости сцены.
1. Развернутая сцена включает в себя все элементы сюжетной композиции.
2. Фрагментарная сцена содержит не все элементы сюжетной
композиции. И таких сцен в сюжете довольно много.
3. Проходная сцена - это сцена в которой чаще всего герои меняют места действия, они переходят от одного места действия к другому. Такая сцена дает воздух, дает произведению возможность убрать искусственность, убрать
камерность, добавить документальности.
4. Перебивочная сцена - это может быть сцена, или просто кадр, который перебивает основную сцену. После этого мы всегда возвращаемся в основную сцену.
5. Параллельная сцена - частный случай перебивки. Сцены должны быть равнозначными. В этом случае одна сцена перебивает другую, ни два, ни один раз, а более двух.
6. Флэш сцена - быстрый монтаж. Это может касаться быстрого монтажа в настоящем времени, прошедшем или будущем.
По функциональности:
1. Экспозиционная сцена - первая сцена в фильме.
2. Информационная сцена - передача информации.
3. Ретроспективная сцена.
4. Поворотная сцена - сцена, которая включает в себя поворотное событие.
5. Кульминационная сцена.
6. Финальная сцена характерна тем, что не обязательно в ней может стоять точка, может стоять и многоточие. Эффектная, но не разочаровывающая зрителя развязка.
7. Главная сцена чаще всего встречается в полном метре, это главное поворотное событие, происходит некий слом (может быть перевертывающее событие), может носить эмоциональный или визуальный характер.
По конфликтности сцены:
Чаще всего связаны или с развернутой сценой или фрагментарной.
По месту действия:
Часто мы пользуемся такими терминами как ИНТ., ПАВ., НАТ.
Классификация мест действия:
ИНТ.
1. Интерьер - чистый интерьер.
2. Интерьер с декорированием.
3. Интерьер с достройкой.
4. Декорация в интерьере.
НАТ.
1. Натура.
2. Натура с декорированием.
3. Натура с достройкой.
4. Декорации на натуре.
ПАВ.
НИКОГДА!!! Павильонная съемка не клеится встык с интерьерной
съемкой!
По количеству действующих лиц:
1. Моносцена обладает максимальной простотой статичностью, определенностью композиции, минимум кадров. В моносцене чаще всего герой находится в изолированным пространстве. Это используется для того, чтобы передать зрителю или какой-то важный смысл, или какое-то важное состояние, которое герой хочет передать зрителю один на один. Важно понимать, что моносцена может быть незавершенной и разворачиваться на протяжении всего
фильма.
2. Парная сцена - чаще всего это самая сложная сцена. Встреча, свидание, расставание, прощание, допрос, объяснение, передача информации. Как правило парная сцена носит искусственный характер. Зритель привык наблюдать парную сцену как что-то неизбежное.
3. Групповая сцена - 3-15 человек:
- герой может действовать на фоне группы
- внутри группы
- группу можно делить на равные-неравные части
- группа может быть в изолированном пространстве
4. Массовая сцена:
- герой действует на фоне массы. Самое интересное, когда при помощи движения массы мы меняем смысл существования. При помощи меняющегося фона можно менять смысл существования персонажа, конечный финал.
- в массовой сцене имеем свое собственное волнение
Сопоставление сцен:
- по контрасту (похороны и крестины)
- по совпадению
- по действию Соединение сцен
Соединение сцен:
Сцена соединяются либо в столкновении, либо в сцеплении.
В сцеплении часто используется закадровый текст или закадровый голос.