.
Говоря о жизни каждого человека, (в независимости от его религиозного, культурного, политического, или жизненного мировоззрения), если не рассматривать его личную веру в Господа, касаясь как верующего так и атеиста, мусульманина или иудаиста, православного , или католика, для каждого человека, духовно определяющими его бытие, как впрочем и определяющими его сознание - останутся Любовь и Уважение. Без Уважения и Любви жить никому нельзя. Измерение уважения затрагивает все пласты человеческого общества, от культурного, до маргинального, и даже отверженного его слоя, (под которым понимается культура специфически криминальная. ) Говоря же об измерении Любви - можно сказать, что оно так же присуще всем людям, даже говоря о тех, в ком способность любви не развита, или растоптана. Однако, касаясь людей вышеназванной категории, намного чаще мы встречаем людей у которых способность любви скорее не развита, чем растоптана. Самую вечную любовь в человеке - растоптать нельзя. Говоря об уважении, в этой статье будет рассматриваться только положительное уважение, (уважение построенное на боязни, а не на положительном признании другого, как и , уважение прав меньшинств, которое автором данной статьи, ни в коей мере, не отрицается, в этой статье, пока, рассматриваться не будет.)
В этой статье не будут рассматриваться примеры истинного и ложного уважения, (как и примеры истинной или ложной любви) поскольку речь в статье будет идти лишь о роли уважения как и о роли любви в нашей жизни, вообще. Чем между собой отличаются Любовь и Уважение? Первое отличие состоит в том, что подлинная любовь не существует без уважения. Если кончается уважение к человеку кончается и любовь к нему. Однако, уважение не всегда может вызывать любовь. Мы хорошо различаем ситуации, когда мы можем сказать что этого человека мы любим, когда как этого человека мы всего лишь уважаем. Что же это такое Любовь и Уважение? Начал бы я с того, что любовь это область или измерение образа, а уважение это область или измерение примера, ( примера этического), и ниже постараюсь пояснить это различие . Кого мы в нашей жизни уважаем?Уважаем мы тех, про кого мы можем сказать, что этот человек - пример для нас (или может послужить нам в качестве такого примера.)
Какую облать затрагивают эти примеры?
Это могут быть примеры, в понимании широком, охватывающем сферу жизненную. Однако, это может быть пример из области профессиональной, говоря об опыте старшего человека, у которого мы учимся, наконец это может быть пример из жизни авторитетного для нас человека, или писателя. Совершенно иначе для людей выстраивается мир любви. Если уважение держится на силе примера, любовь держится на силе образа. Как это можно пояснить подробнее? Если мы уважаем человека про которого мы можем сказать, что его поступок, его глубокие размышления, те или иные его качества служат, или могут послужить примером для меня, любим мы того, про кого можем сказать, что образ этого человека окрыляет, вдохновляет меня, "опьяняет" меня.
Любовь это не измерение примера, а измерение образа.
Можно так же сказать, что образ нас опьяняет или завораживает, когда как пример трезв.К тому же, в отличие от примера, образ это всегда вопрос влюбленному человеку, который стремится его разгадать, когда как этический пример это не вопрос, а ответ нам. Или если не ответ, то хотя бы некая этическая парадигма, в которой мы находим и наши ответы в той или иной ситуации, представляя как на нашем месте поступил бы человек которого мы уважаем. Уважаемые нами люди нам всегда дают этические подсказки, как давали нам в детстве подсказки наши родители, наши бабушки и дедушки - оставаясь для нас примером если мы их по прежнему любим. Мы всегда уверены в том кого мы уважаем. Мы не всегда спросим совет, однако, всегда посчитаемся с мнением тех, кого уважаем.
Однако, этого не скажешь о любви.
В мире любви, все загадка, а не ответ, загадка представленная в пленительном образе женщины или мужчины. Как писал Б. Пастернак, обращаясь к своей возлюбленной, "и прелести твоей секрет разгадке жизни равносилен". В этом смысле образ не просто область как пример в этике, жизненно- практичного, а что-то предоставляющее загадку Вечного, говоря об образе женщины для мужчины, как и мужчины для женщины.
Иными словами, Уважение сознательно, а Любовь бессознательна.
Пример, который можно повторить, или ориентироваться на него сознателен, когда как образ (в котором концентрируется средоточье всего необъяснимого для нас) бессознателен. Пример это всегда ответ, когда как образ это всегда вопрос. Конечно в нашей жизни есть и масса бессознательных примеров, само подражание которым является бессознательным (примеры моды например.) Однако, эти примеры следуют скорее из образа человека, который кажется нам привлекательным, следуют из культа моды на определенного героя, или из личной влюбленности в кого-то, чем собственно из этического примера.
Это касается не только положителных, но и отрицательных примеров.
Подражая поступку преступника обычно подражают его привлекательному образу, чем его привлекательному примеру. Речь же в статье идет о случае примера чистого, поскольку, речь идет о чистом уважении как таковом. Уважение всегда зряче, всегда вменяемо.
Однако, и образ в подлинной любви, этичен.
Поднимающая (возвышающая) сила любви состоит в том, что не обладая примером человека, которого мы любим, мы обладаем его образом, который как тот или иной пример ( присущий измерению уважения) вводит нас в измерение вертикальное. В ситуации романтической влюбленности, обладая образом любимого человека (который стоит перед нашими глазами, даже когда мы его не видим) мы стараемся не поступать низко, (как если бы нас этот образ мог судить, и даже всегда судил бы нас), стараемся даже не думать мелко о чем-то.
Любимые люди нам снятся не только ночью когда мы спим.
Они снятся нам, и наяву, когда мы бодрствуем. Образ любимого человека не просто снится но и смотрит на нас, будучи к нам постоянно обращенным. А поскольку, образ это не только загадка - но и вопрос обращенный к нашей глубинной сущности - мы стремимся дать ответ, стремимся жить так что бы вся наша жизнь могла стать ответом на этот вопрос, стать достойным образа который нас пленил. В этом и состоит тайна и сила романтической любви.
Какие сразу же приходят примеры?
В качестве примера такого образа в любви можно привести те или иные ситуации юношеской первой влюбленности, в которых подросток впервые влюбившись в одноклассницу, мечтает, а порой даже ищет такие ситуации для себя в которых он смог бы проявить себя настоящим героем, (говоря о ситуациях которым бы его одноклассница стала непременным свидетелем), или проявить себя в интеллектуальной области, стараясь написать такое сочинение по литературе которое бы учительница гордо прочитала вслух перед всем классом, как длинную цитату из классика, а девочка ради которой (или вдохновляясь которой) было написано это сочинение услышала этот отрывок. Говоря же о влюбленной девочке, влюбленная девочка будет большее время уделять своему внешнему образу, своим манерам, как и своей речи. Как и Мир Уважения, Мир Любви в нас связан с нашей самооценкой, с поднятием планки нашего самосознания со становлением нашего внутреннего мира.
Правда, к сожалению есть и образ дурного примера.
Как гласит мудрая поговорка, дурной пример заразителен. Более того, можно увлечься и дурным образом человека, предстающим в нашем воображении человеком привлекательным, и это тоже одна из самых больных сторон этики, держащейся на силе авторитета.
Кстати, возможно по этой причине Кант не пожелал строить свою этику на примере авторитета.
Однако, и дурные образы людей представляющиеся нам привлекательными, (и порой вызывающие любовь), и дурные случаи заразительных примеров - говорят нам как о культуре в которой мы выросли, так и о творческом осмыслении того или иного образа, или примера. А на самом деле, и положительный пример ничуть не менее, а то и более, заразителен.
И конечно же у мужчины и женщины разная этика.
Как тонко, и пожалуй, проницательно писал Кант, (в главе этики под названием О различии возвышенного и прекрасного во взаимном отношении между полами), добродетель женщины есть прекрасная добродетель, когда как добродетель мужского пола есть добродетель благородная, (под которой Кант подразумевал добродетель не прекрасную а возвышенную.)
В чем состоит разница между прекрасным и возвышенным?
Прекрасное (по Канту) в поступке относится к инстинкту, а возвышенное к принципу.
Прекрасное можно отнести к прекрасному поступку женщины, которая не побоится подать при толпе светских красавиц уродливому нищему, сделав это по инстинкту сострадания заложенного в женщине. Даже если она смутившись взгляда нищего побледнеет, ее поступок не перестанет быть прекрасным, ествесвенным и легким.
Область Прекрасного - область Женщины.
По своему прекрасным (в более стихийном смысле) можно назвать и поступок Настасьи Филипповны, из романа Достоевского Идиот, бросившей огромную кипу денег в камин. В отличие от принципа в инстинкт женщины не заложено никакого "должно, "ты должна" .
Женская этическая стихия, иная.
Прекрасный поступок совершенный женщиной обычно легок, изящен и воздушен, чего бы он не коснулся, когда как возвышенный поступок мужчины всегда требует усилия, даже поступок совершенный по мужскому, благородному инстинкту. По замечанию Канта, этика мужская есть этика не инстинкта, а принципа, сопряженного с императивом "ты должен", и в идеале, этот принцип должен перейти в наш личный закон.
В этом смысле этика мужская - этика возвышенная.
Однако, слабость этики Канта может быть и состоит в ее слишком формальном характере, как и в отрицании каких либо примеров, авторитетов, и традиции, без которых подлинная этика невозможна. Можно даже вспомнить вопрос Хайдеггера отказавшегося писать этику. Вопрос этот звучал так: от силы какого авторитета я буду писать этику? Этика всегда связана с авторитетом, и с традицией. Наконец, этика Канта построена на одном долге а не на любви.
В какую тайну упирается и Любовь и Уважение?
На самом деле, говоря о Любви и Уважении мы упираемся в проблему Этики рассматриваемой в двух ключах: Этики понимаемой из измерения Примера, и Этики понимаемой из измерения Образа, говоря об Этике уважения, и этике любви.
И выяснить какая этика более подлинная и является самым сложным, хотя и самым актуальным.
Правда, рассматривая этику в двух ключах ни в коем случае не следует забывать и о том, что в этическом примере есть всегда что-то от образа конкретного человека, (который обязательно за примером стоит) когда как в образе есть всегда что-то и от идеального примера. Иными словами, две эти области нельзя рассматривать изолировано друг от друга.
Тем не менее какая же этика самая подлинная?
На самом деле, лишь в религии образ и пример соединяются в этике, а говоря о религии христианской перестают отличаться друг от друга, говоря об образе святых Икон. Верующий христианин живет в измерении взгляда Христа, в измерении взгляда Девы Марии, в измерении святых. Однако, лишь в христианской религии Пример возникает из Образа, а сам Образ становится Примером, говоря о Христе, старцах, и святых.
В религии христианской эстетика переходит в этику, а этика в эстетику.
Правда, тогда возникает вопрос, можно ли всю жизнь любить одного Христа? Это тоже, один из самых сложных вопросов. Говоря лично о себе, я бы сказал что нет. Что бы любить кого-то, нужно кого то считать лучше себя, при этом помимо Христа. Если христианин говорит о том, что он любит одного Христа, значит он любит себя.
Или, же, себя считает вторым после Христа.
Однако, каждый христианин должен понимать, что есть люди лучше его даже если этот человек и атеист, иудаист или мусульманин.Иными словами Вера в нас не мыслима без Любви и без Уважения. Конечно в жизни важны образ и пример.
Но важнее всего вера в Бога, без которой не бывает по настоящему, ни того, ни другого.
Конечно, и атеист может быть достойным человеком, а иной атеист и достойнее иного верующего, (чему служат примером люди эпохи СССР), однако, этика такого человека будет лишь жизненной, не затрагивающей тайн вечного, и запредельного.
Подлинное Уважение и Любовь - подпитываются религиозной верой в нас.