Недаром говорят, что признание проблемы - половина пути к ее решению. Люди с избыточным весом часто стараются убедить окружающих (а в первую очередь - самих себя), что у них все в порядке, и проблем с весом нет. Но точно так же, как курильщику важно признать, что у него есть зависимость, нам важно проговорить самим себе, что ожирение (лишний, избыточный вес) есть. Если, конечно, мы хотим изменить это.
Я еще раз оговорюсь, что ни в коей мере не поддерживаю восприятие себя полными людьми, как неполноценных, недостаточно красивых или здоровых. Напротив, идея этого канала в том, что мы все, независимо от нашего веса и желания/нежелания его изменить, можем быть красивы, успешны, жить полноценной жизнью и радоваться миру вокруг. Но между принятием себя и отрицанием наличия у себя каких-либо особенностей - огромная пропасть. Нельзя принять и любить себя, если постоянно избегаешь говорить о каком-то аспекте своей телесности: фигуре, весе, цвете глаз или волос. Вот почему проговаривание подобных вещей самой себе для меня оказалось настоящим достижением.
Мои знакомые с лишним весом часто говорят: «я могу похудеть в любой момент, но мне так комфортно», или — «Лишний вес у меня, конечно, есть, но это не потому, что я много ем», или еще что-то. Хорошо, если человеку и правда комфортно. Мне - не было. Но я говорила эти и многие другие фразы, утверждая, что я «не так уж много ем», «могу похудеть, когда захочу», «мне и так хорошо» — и ненавидела себя все сильнее и сильнее.
При этом я не прекращала попыток похудеть, сидела на диетах, срывалась, издевалась над собой, изредка ходила по врачам, но слышала от них только мантру «жрать надо меньше». В какой-то момент я не ела почти ничего - два куска хлеба и вода, и так три недели. Вес не уменьшался, а ненависть к себе росла.
С врачами, кстати, отдельная история: сам диагноз «ожирение» звучит неприятно, как упрек или издевка. Да, умом понимаешь, что это просто слово, и для медиков оно не значит то же, что для одноклассников, шпынявших тебя на переменах — но что-то в душе скребется все равно. Признать, что у тебя ожирение - сложно и неприятно. Для меня это было равносильно произнесению фраз вроде «Я дура» или «Я уродина», потому всех слов с корнем -жир- я научилась мастерски избегать в речи, боясь сделать акцент на своей фигуре и дать собеседнику повод для насмешки.
Тем не менее, постановка диагноза - это первый шаг к решению проблемы. Мой врач говорит более корректно: избегает прямого слова ожирение (разве что в карте, в графе диагноз) и говорит "при текущем индексе массы тела..." или "с данным весом..." или " в борьбе с лишним весом...". Но (и в этом суть канала) теперь я уже не боюсь этого слова. Да, у меня ожирение. Это не значит, что я плохая, или уродливая, или признаю себя бракованной. Это такой же диагноз, как ОРВИ, ангина или гипертония.
Когда мы признаем, что проблема есть - мы можем придумать, как ее решить. Ожирение - это не ваша вина, не признание ваших слабостей или грехов. Это болезнь, с которой можно бороться. Как только вы осознаете это, все становится немного проще.
Хороший врач не должен махать рукой и говорить вам, что надо "меньше жрать". Он должен дать конкретные рекомендации: какие продукты употреблять, какие исключить, какую норму калорий в день соблюдать, какая должна быть физическая активность (подробнее про спорт при ожирении - здесь) и сколько ее должно быть. Могут быть назначены медикаменты, дополнительные обследования или процедуры.
Стигматизация ожирения, фэтфобия и другие социальные проблемы, конечно, усложняют нам жизнь (как и любые другие нападки общества). Но само по себе слово — это лишь слово, и мы сами решаем, какой оттенок ему придавать. Знакомая блогер в какой-то момент начала открыто писать о себе: «я толстая», «толстые люди». Сначала меня коробило, казалось, что это самоуничижение. Но она объяснила: она возвращает это слово нам и делает его нейтральным. Со временем я привыкла, что в этом слове нет ничего оскорбительного. Да, я толстая. Да, у меня ожирение. Это вопрос, который я решаю, это проблема, которой я занимаюсь, это особенность, с которой я живу - но это никак не делает меня хуже других. Это не грех и не упрек. Это просто факт.
Любите себя и не позволяйте словам, которые принято считать обидными, портить вам настроение и разрушать жизнь. Когда врач говорит, что у вас ожирение - это не оскорбление, а просто диагноз. С ним надо работать, но его не надо стыдиться.
Как и самих себя.