(За ассоциации читателя автор не в ответе)
С земляком своим - Иваном, с которым в городке жили на соседних улицах, мы познакомились в армии, сильно далеко на юге, в начале 80-х. Редко артиллерия встречалась с пехотой. Тогда он угостил меня из пачки с «нищим в горах» - обсудили достоинства моего АКМа по сравнению с его 74.
Затем, спустя время, встретились с ним в родном городке – в очередной мой приезд. Иван учил детишек футболу - спорта все еще было много. И при Советах тоже как-то критично много, было спорта для детей. Сам я тоже набегал на лыжах разряд.
Это, наверное, как-то влияет на мозг – ребенок становится довольным и занятым. И по улицам не ходит - «гуляет» против какой-нибудь очередной ф. за очередную, но другую, ф.. Что, естественно, делает ребенка аполитичным. И дяденьку – непримиримого борца с чем-то и сатрапами - некому становится сажать в партийные секретари, чтобы тот нефтью торговал.
Эко нагородил – но этак видится с гор.
Вот Иван то и познакомил меня в родном городке с двумя, по видáм – разбойниками. Которые спонсировали его детскую футбольную команду. Сопровождение двух начинающих любителей в горы (за грибами и шишками) со всех сторон несло добро. Детишки получали новую форму и поездки. Любители - постигали суть горных охот. Извозчик и проводник экономил на топливе. Делился знаниями и умениями – к чему, собственно и должна стремиться любая профессиональная деятельность.
Гόда сейчас не припомню – было это между 93 и 96 или 97 годами. Спутники взяли лицензию на реву на всякий случай - их только начали продавать. Медведь не рассматривался – поскольку любители были начинающими, ружья были чужими и хотели они начать с малого.
Заехали удачно – было немного лишней воды. Потом начались заморозки, вода снова упала, тропа начала греметь. Это со всех сторон плохо. Но для сохранности добычи хорошо.
Стали ходить по местам, где должен гоняться лось. Это были из года в год – ровные, почти безлесные участки пойм. Зачем-то гонному лосю нужен простор. Следы были, свежие гонные ямки были – ответов и лося не было.
Через три-четыре дня пустых походов отошли от базы в сторону гор, км на 10. И тут, днем, на стон, бык молча приблизился метров на 70-80, был вовремя замечен, подранен из карабина, а одним из спутников добыт. Оказался малолетним – года 3,5.
Разобрали его, перетаскали к реке, сложили на камни. К базе мне пришлось возвращаться в темноте. Тут то и пригодился чищеный путик. Спутники остались ночевать у добычи.
Наутро собрал проволоку, веревки, взял лучковую пилу. Быстро дошел до места, собрали плот, чтобы бревна имели свободный ход, загрузили добычу. Река слабо проезжая для всего, тем более, для плота, но если его вести на веревке и отталкивать от берега и камней шестом спереди – нормально. Бурный прижим с переворотом после водопада был один - на нем плот не перевернулся. Перевернулся он на ровном месте, поднырнув под валежину, висящую поперек реки. Поймали, груз перевязали. Потеряли сердце. Считай - реку накормили, хотя надо было кормить огонь. За световой день успели.
Это была первая добыча в жизни грибников. Не все любители с рябчика начинают. Но был и рябчик, кажется. И затем - на сплаве – точно был глухарь на дресве. И черная утка.
Следующим утром, еще по морозцу начали сплав лодкою. Вышли в реку, завел мотор – км через 30 - на острове причаленная резиновая лодка с моторчиком. У костра сидят два дяденьки, едят уху.
Позвали к костру. Спутники выпили у рыбаков коньяк, угостили их мясом.
Поговорили об устройстве государства, банковской системы и торговле продуктами. Мои спутники - «разбойники» оказались вполне легальными тружениками новой рыночной экономики – один банкиром, второй – владельцем магазинов. А у костра сидел Глава, или как их тогда называли - назовем край таинственно – областью. А откуда я знаю, кто там главарь – телевизоров нет, а по радио их не показывают. Чуть ниже увидели на косе вертолет и бегающих вокруг него человечков. Испугалась, поди, охрана за того, кого охранять должна.
Затем зимой забегал в гости к спутникам своим – они утверждали, что таежные знакомства для бизнеса бесполезны, а чаще - вредны. Банк разорили, а магазины пришлось продать. Вот такая загадка - на тему - кто виноват и что делать. Поди их разбери чьи в лесу шишки.
К чему это я рассказывал – глядя на пристрастие главного отдыхающего к диким местам, и сопровождение его главным егерем, возникает закономерный вопрос – а стоило городить огороды, если грибы и шишки доступны и так? И были доступны всякому, по крайней мере, пока частникам не стали дарить тайгу.