История про бензиновый кризис была придумана тремя начинающими кинематографиста. К середине семидесятых годов в Австралии был отчётливо заметен след от нефтяного кризиса, у людей была низкая культура вождения, быстрые автомобили и плохие дороги повлияли на увеличение числа дорожно-транспортных происшествий это время называли эпохой дорожных убийств. Бензина катастрофически не хватало, на заправках устраивались потасовки и драки за право заправить автомобиль. Таким образом группой молодых людей было придумано несколько сценариев - боевик о мотоциклистах которые мстят за гибель своего друга, а также драма о борьбе за ресурсы. После обсуждения авторы решили объединить эти сюжеты, добавить сюда героя-одиночку и необъятные австралийские просторы, перенеся историю в недалекое будущее. Таким образом мы знакомимся с главным героем, потерявшим свою семью после топливного краха, Максом. Фантастика после Апокалипсиса стала новым жанром в киноиндустрии.
Бюджет
Из-за того что это новое направление, возникли проблемы с деньгами - государство не давало денег на такое нишевое кино, но охотно поддерживало добрые художественные фильмы. После того как авторы создали большую презентацию и продемонстрировали её в нескольких компаниях, они смогли собрать почти 400000 долларов.
Главный герой
Режиссер Миллер изначально хотел, чтобы роль Макса играл американский знаменитый актёр - это по определению повысило бы интерес к фильму. Но узнав стоимость гонораров известных актёров, пришлось отказаться от этой идеи, поэтому было решено искать нового молодого и дерзкого юношу. В итоге после проб был выбран Мел Гибсон, который ещё не успел засветиться на большом экране и жаждал получить главную роль. Что забавно, Гибсон в то время уже жил в Австралии но был родом из Нью-Йорка, поэтому получилось именно так, как режиссёр и планировал.
Съемки
Съемки проходили в Мельбурне и заняли 6 недель. Они проходили в пустыне, на заброшенной газовой подстанции и подземной парковке университета.
Из-за маленького бюджета фильма многое приходилось придумывать на ходу - во время съёмок автомобили выкупались у полиции или такси, переделывались местными умельцами и видоизменялись. Вся съемочная бригада несколько раз перекрашивала и модифицировала одни и те же автомобили, чтобы использовать их в разных сценах фильма. Это также экономило деньги.
После просмотра
Фильм был снят в 1979 году, но до сих пор остаётся на полках у любителей добротного кино. Он зрелищный, интересный и колоритный. На протяжении полутора часов смотришь и совсем не жалеешь потраченное время. Динамика и действия без остановки не дают отвлечься ни на секунду, лирические отступления лишь подчеркивают драматизм происходящего на экране. Актерская игра обращает на себя внимание. Если сравнить Мела Гибсона, которого мы знаем сейчас с тем, которого нам показывают в первом "Безумном Максе", видно как он старается. Даже без того количества спецэффектов которые мы привыкли видеть на экране, сейчас первый Макс смотрится очень хорошо. Жизнь на грани Апокалипсиса, повсюду анархия и преступность, суровые пустыни Австралии, разрушенные здания, преступники и бунтари на странных автомобилях - всё это смотрится органично и по-настоящему. Эта фантастика не является антиутопией, скорее это фантазия на тему того, каким может стать мир, если он будет зависим от ресурсов без глобального контроля и регулирования. Экологические проблемы нас не особо волнуют, технологический прогресс у рыцарей дорог делается руками автомехаников, а человеческая трагедия как случалась в прошлом, так будет и в будущем.
Безумный Макс - это уже классика кино. Она оказала на индустрию огромное влияние - тут есть шикарные погони, интересные персонажи, глубокие диалоги. После просмотра я остался довольным, но напряжённым. Из фантастики за малые деньги получился триллер, который заставляет задуматься о будущем нашей планеты.
После всемирного апокалипсиса все построено на выживании. Нет работы и привычных нам удобств, радиоактивная пустыня, голод и мародеры заставляют не жить, а выживать, вести борьбу за существование. Погоне и перестрелки не выглядят масштабными как сегодня, но сделаны мы с любовью. После этого появилось множество похожих историй, объединённых трагедий одного человека в неизвестном нам мире. Полиция не спешит расправиться с бандитами, но ловит мелких хулиганов. Хаос и разруха в пустых городах угнетает.
Подводя итог хочу сказать, что перед нами отличный боевик, которому более 30 лет. Но в глаза бросается не это, мы видим жестокую историю героя-одиночки, который идёт на всё, чтобы отомстить. Неизвестные тогда актеры сейчас мелькают на больших экранах, операторская работа запоминающаяся и яркая. И если тогда это был небольшой эксперимент группы единомышленников, то сейчас это культовый фильм, которым восхищаются молодые режиссеры и именитые артисты.