Может показаться, что наши мысли и поведение зависят только от нас. От наших желаний и решений. Но социальная психология рассказывает другую историю.
Отрасль социальной психологии определяется как научное исследование того, как мы думаем, влияем и взаимодействуем друг с другом. Мы социальные существа. Это взаимодействие в обществе. Большинство из нас общаются с другими каждый день, проводя большую часть своего времени бодрствования в той или иной форме общения.
Один из уроков заключается в изучении влияния на нас других людей. Исследования показывают, что мы не так сильно можем контролировать свои мысли и поведение, как нам бы хотелось и как нам, возможно, кажется. Мы принимаем сигналы от окружающей среды, особенно от окружающих людей, о том, как действовать.
Как группы влияют на нас?
Рассмотрим концепцию групповой поляризации. Это означает, что единомышленники усиливают точки зрения друг друга. Поляризация группы усиливает мнение каждого человека в группе.
В исследовании психологов из Франции Сержа Московичей и Марисы Завальони исследователи задали участникам несколько вопросов. Во-первых, исследователи поинтересовались мнением каждого о президенте Франции. Во-вторых, они спросили, как относятся к американцам. Затем исследователи попросили участников обсудить каждую тему в группе.
После обсуждения группы, достигшие предварительного консенсуса, стали более радикальными в своих мнениях. Например, участники имели несколько благоприятное отношение к президенту Франции. Но их отношение усиливалось по мере того, как члены группы говорили друг с другом. У них было несколько негативное отношение к американцам. Однако их отношение усилилось по мере того, как каждый член группы узнавал, что другие члены группы делятся своими взглядами на своих союзников за рубежом. Они как бы подтверждали слова друг друга, тем самым все больше веря в свои слова. Исследователи пришли к выводу: "Консенсус в группе, похоже, вызывает изменение отношения, при котором субъекты могут занять более экстремальные позиции". Когда мы видим, что наши неопределенные мнения отражаются на нас, наши убеждения укрепляются.
Многим из нас также нравится быть рядом с другими, разделяющими те же убеждения.
В одном эксперименте исследователи предложили людям обсудить такие вопросы, как однополые браки, позитивные действия и изменение климата. Люди в одной группе происходили преимущественно из либерального Боулдера, штат Колорадо. Люди из другой группы происходили в основном из консервативных Колорадо-Спрингс. Дискуссии по спорным темам привели к достижению большего согласия в рамках групп. Убеждения, которых мы придерживаемся, укрепляются, когда мы находимся рядом с другими людьми, придерживающимися аналогичных взглядов.
Если другие люди делают это, значит, это правильно. Правда?
Есть эвристика, с помощью которой большинство из нас определяет, что делать, думать, говорить и покупать: принцип социального доказательства. Чтобы узнать, что правильно, мы смотрим на то, что делают другие люди. В нашумевшем бестселлере "Влияние: Психология убеждения", пишет психолог Р. Циальдини: "Вопрос в том, что делать с пустой коробкой попкорна в кинотеатре, как быстро ехать по определенному участку шоссе или как есть цыпленка на ужине, действия окружающих нас людей будут важны для определения ответа". Социальное доказательство - это короткий путь, чтобы решить, как действовать.
Циальдини использует принцип социальной доказательности для предотвращения хищений окружающей среды. Рассмотрим пример национального парка "Окаменелый лес Аризоны". Посетители приходят в парк и узнают о воровстве прошлого из известных вывесок: "Ваше наследие каждый день подвергается вандализму, теряя 14 тонн окаменелой древесины в год, в основном небольшую часть за раз."
В одном эксперименте, ученый удалил знак с определенной дорожки в парке, чтобы измерить любые различия, которые он может сделать. У дороги без знака было на треть меньше краж, чем у дороги со знаком. Посетители восприняли сообщение знака как разрешение. Иначе говоря, посетители считали "нормальным" брать маленькие куски дерева, потому что каждый год столько его крадут.
Исследователи также использовали принцип социальных доказательств, чтобы помочь людям преодолеть свои страхи.
В одном исследовании Альберт Бандура и его коллеги работали с группой маленьких детей, боящихся собак. Дети смотрели, как четырехлетний мальчик в течение четырех дней 20 минут в день с собакой радостно играл с собакой. После четырехдневного периода 67 процентов детей, которые видели, как мальчик играл с собакой, были готовы зайти в игровой автомат с собакой. Когда спустя месяц исследователи провели повторное исследование, они обнаружили, что те же самые дети были готовы играть с собакой. Наблюдая за тем, как маленький мальчик веселится с собакой, снижается страх у детей. Они использовали поведение мальчика, играющего с собакой, в качестве модели для изменения собственного поведения.