В этой статье мы попытаемся представить работу родителей, учителей и воспитателей по выработке у детей таких качеств личности, которые в своей совокупности определяют моральный облик ребенка. Мы рассмотрим такие качества как послушание, приличие, манеры, вежливость и скромность.
1. Послушание.
Послушание в педагогики рассматривается как одно из важнейших моральных качеств ребенка. Это качество обеспечивает легкость поддержания порядка и дисциплины дома. Оно является условием управления ребенком, перед посылкой усвоения других, более сложных моральных качеств.
Послушание связано с дисциплиной. Однако, выполняя распоряжения приказы, т. е. будучи дисциплинированным, ребенок может не выполнить просьбу своего воспитателя, а на указание старшего, но не имеющего над ним власти человека, может ответить: я вам не подчинен и распоряжений ваших не буду выполнять. Послушание является нормой простейшего отношения ребенка к человеку, который о нем заботиться. Это вместе с тем и простейшее моральное качество. Оно доступно самому маленькому ребенку, как только он начинает понимать, что от него требуют. Послушного ребенка называют хорошим ребенком. Этим подчеркивается, что степень послушания ребенка определяет оценку его личности. И действительно, пока ребенок не ступил в более сложные человеческие отношения, и пока у него не развился рассудок, послушание является характерным моральным качеством личности. Поэтому первые годы детства предназначены для воспитания этого важного качества.
2. Приличие.
Культурное человечество создало целый кодекс норм поведения людей, соблюдение которых совершенно обязательно. Например, считается неприличным появляться на людях нечесаным и неумытым, неопрятно одетым. За общим столом неприлично чавкать, проявлять заметную жадность; неприлично выходить из-за стола, пока не покушали все сотрапезники. Эти и десятки других правил приличия культурный человек выполняет не потому, что отступление от них влечет за собой наказание, а просто потому, что так принято. Правила приличия, при всей их условности и относительности, являются своеобразными нормами поведения человека в обществе. Кто не усвоил этих норм, не может рассчитывать на признание и уважение. В хорошей семье ребенок усваивает многие правила приличия незаметно для себя, по примеру старших. К сожалению, не все родители и воспитатели считают для себя необходимым соблюдать в присутствии детей установившиеся в обществе правила приличия.
3. Манеры.
Человек, с которым вы ведете беседу, часто производит на вас неблагоприятное впечатление только потому, что, беседуя с вами, он стоит вразвалку, запустив обе руки в карманы брюк, или сидит на стуле, чрезмерно широко раскинув ноги, отвалившись спиной и скрестив руки на животе. Воспитатель, который не следит за манерами своих воспитанников, не учит их, как держать себя при общении с людьми — за столом, на прогулке, в деловой беседе, на балу, в театре, - оказывает им очень плохую услугу, обрекая их на постоянное чувство неуверенности и неловкости в обществе новых для них людей и в новой обстановке. Это может привести или к стремлению избегать встреч с новыми людьми, к замкнутости, или к подчеркнутой и неприятной развязности и грубости манер.
4. Вежливость.
Человек, соблюдающий правила приличия и обладающий хорошими манерами, обычно бывает вежливым. Вежливость есть внутреннее качество человека, которое должно проявляться всегда и везде во взаимоотношениях между людьми. Истинно вежливым человеком мы назовем только такого, который не ограничивается в своем поведении установившимися правилами, но во всем бесконечном разнообразии ситуаций общения с людьми неизменно проявляет готовность уважать человека и помогать ему. Вежливость, как и хорошие манеры, нельзя привить наставлениями и приказаниями. Вежливость старших является основным условием для воспитания вежливости у детей. В случае нарушения правил вежливости достаточно одного коротенького замечания: " это невежливо".
5. Скромность.
Нескромность проистекает из преувеличенного о себе мнения. Скромность порождается опытом и трудом. Опыт убеждает человека в том, что он знает значительно меньше, чем он должен знать и чем знаю т другие люди. Труд убеждает его в том, что впереди очень много трудностей и что он умеет значительно меньше, чем надо уметь. Скромность есть такое качество личности, которое без шума и крика завоевывает симпатии людей и делает человека уважаемым и любимым. Поэтому в самой своей сущности воспитание скромности имеет твердую положительную основу: ребенок очень рано научается понимать значение скромности и сам старается обладать этим ценным качеством.
О воспитании послушания, вежливости и скромности.
9 октября 20199 окт 2019
30
3 мин