В прошлых статьях я разбирал систему юмора Ивана Урганта и его особенности подачи шуток.
Мои первые критики и соавторы по блогу раскритиковали меня, что по этой системе свои шутки всё равно получаются не очень смешные.
Ну, я предупреждал...
Научиться ездить на велосипеде и ездить быстро - это разные вещи.
Если действительно хотите разобраться, потерпите немного теории, если сил нет - идите в конец статьи, там примеры.
ТЕОРИЯ
Итак, что вообще заставляет нас смеяться?
Точный ответ лежит даже не в психологии, а глубже, в области нашей нейро-физиологии, но может быть оформлен всего несколькими простыми словами - шутка даёт мозгу быструю качественную разрядку.
Действуют рефлексы, связанные с мышцами лица и дыханием, мы расслабляем первые и активно насыщаемся кислородом, сбрасывая накопленное напряжение.
В принципе, нечто подобное происходит на завершающей стадии секса, только немного с другими органами тела и иными зонами мозга, а так, механизм удовольствий у всех живых существ - один: напряжение - разрядка.
Понятно? Вернёмся к юмору. Что отличает хорошую шутку от слабой?
Больше нагрузка и быстрее разрядка.
Чтобы понять, как это происходит, сначала вспомним упомянутую выше систему юмора - противоречие с ожиданием. Когда вы слышите фразу, вы мысленно выстраиваете её продолжение и окончание (это мозг делает совершенно автоматически, вы на самом деле уже додумали эту фразу, но только сейчас её дочитываете).
И когда фраза заканчивается - вы понимаете, что её смысл совершенно тот же, что и в вашем ожидании. Потому что сейчас это не шутка.
А при шутке - да, смысл бы был иной, неожиданный, противоречивый.
Физиологически это означает, что вашей голове сконцентрированный в одной зоне нервный импульс либо растекается по свободным, не занятым "извилинам", снимая возникшее напряжение (шутка),
либо продолжает удерживаться вашим сознанием (обдумывание).
Кстати, вы замечали, что понимание, не связанное с юмором, тоже иногда сопровождается небольшим смехом? Человек облегченно вздыхает, хлопает себя по колену, "вот теперь понял, фуууу, ха-ха, да, сложная штука..."
Ещё бывает нервный смешок, когда человек хочет снизить напряжение, но не может...
Для удовольствия от шутки (и чего угодно) необходимо, чтобы напряжение было существенным, но не утомительным, а разрядка - очень быстрой. Если в процессе разрядки возникнут какие то помехи, то напряжение будет спадать постепенно, медленно, или даже просто перетекать в другие зоны - и никакого эффекта не будет.
Что это могут быть за помехи? Много разных.
Например, шутка слишком сложная, вам требуется сначала что-то вспомнить, потом увязать ассоциации, и вы думаете-думаете..
Или она затронула слишком важные зоны вашего сознания, у которых высокий приоритет активности, и напряжение с них так просто не уходит.
Бывает, что просто вы смогли предугадать ответ, и для вас шутка будет очевидной. А для другого - смешной.
Наконец, просто напряжение было недостаточным, перепада "высот" не возникло, такие шутки называют "плоскими", и разрядки от них мало.
Наконец-то, ПРИМЕРЫ!
Возьмем известную фразу Ленина
"Из всех искусств важнейшим из нас является - кино" и попробуем менять последнее слово, традиционно используя систему Урганта.
1) Просто даём совершенно неподходящий по смыслу ответ - "картошка".
Не смешно, потому что мозг не получает разрядки. Внутренний диалог:
"Почему картошка? Она так важна? Она - искусство? Это точно шутка? Лукашенко, белорусы? Но всё ровно картошка не искусство. Не понял, думаю дальше...."
2) Другой плохой вариант - "театр". Внутренний диалог:
"Театр, да, искусство, почти кино. Но театр смотрят меньше зрителей, почему - театр? Разве он важнее? Где юмор?"
3) Работающий вариант - "вино".
Вроде бы, разница с "картошкой" - не принципиальная, тоже еда и тоже нелогична.
Но мозг автоматически понимает, что этот ответ не надо оценивать логически, что это каламбур на созвучии "кино-вино", испытание окончилось, можно расслабиться и выдохнуть.
4) Другой работающий вариант - "кино Мимино".
Тоже созвучие, которое определяет каламбур, а значит, что к нему не надо подходить логически строго, а в определённых ситуациях, связанных либо с Грузией, либо с фильмом Данелии, шутка работает успешнее, потому что разрядка происходит сразу по нескольким направлениям -
каламбурное созвучие, воспоминание о смешном фильме и, если есть, ассоциация.
5) "Сумо" ( а также "бокс, каратэ, вовремя смыться"...). Это уже неплохие шутки, которые можно использовать вне контекста.
Сумо - ещё и каламбур. Правда, есть риск встретить человека, не знающего это слово, тогда он переспросит, и шутка сорвётся.
Если человек помнит "Йоргена", то для него будет предпочтительнее вариант про "смыться", хотя в оригинале там не искусство, а профессия.
Но разница небольшая.
6) "Дзюдо" - вроде бы из той же серии, но имеет ещё и ситуативный и политический смыслы, т.е. разрядка будет проходить по нескольким направлениям, а значит быстрее. Поэтому в определённой ситуации будет и вовсе отличной, хотя и сатирической, а не юмористической шуткой.
Ещё пример.
Недавно мне пришлось общаться с двумя девушками-библиотекарями (не одновременно) и так получилось, что обеим я задал вопрос "что делаете (в библиотеке)?". Не знаю, может у них недавно экзамен по профессии был, или просто проф-деформация, но обе очень серьезно начали мне говорить одними словами: "ведём формуляры, пополняем фонды, следим за залом..."
Тут у обеих возникала пауза, они уходили в себя, и, как на экзамене, начинали вспоминать. Очевидно, в голове у них возникало напряжение, и я почти на автомате давал подсказку.
В первом случае я не придумал ничего лучше, чем просто сказать:
-...следим за залом...
- Чтоб не выпивали?
Шутка умеренно, но сработала, так как девушка явно не представляла читателей в библиотеке с бутылками, и вообще в её представлении книги и выпивка были максимально далеки друг от друга, поэтому она рассмеялась:
- Да нет, конечно, у нас приличные люди ходят...
Вторая девушка, которая начала отвечать слово в слово, и задумалась на том же месте, что и первая, чем меня сильно озадачила, но тем не менее, я выдал другое продолжение:
-...следим за залом...
- Чтоб своё не приносили и не читали?
Тут было успешное, хотя и незапланированное попадание.
Девушка летом работала в летнем кафе, где администрация заставляла пристально следить, чтобы никто не распивал за их столиками напитки, купленные на стороне. Фраза "у нас своё нельзя" сидела у начинающей библиотекарши в подкорке, но вот её ассоциацию с читальным залом она никогда не проводила. Поэтому у неё произошла очень быстрая и яркая разрядка, в смысле громкого смеха.
ВЫВОДЫ
Научиться шутить можно, это прекрасно развивает и логику, и память, и ассоциативное мышление. И стимулирует расширять кругозор.
Просто шутить - достаточно легко, достаточно понять базовые принципы и просто выдавать неожиданные, нелогичные версии. Если подавать их правильно, оформляя как шутки, репризы, чтобы собеседник успевал это понять по вашему поведению, интонации, мимике, подмигиванию... да хоть по вашему предупреждению, то это уже достаточно, чтобы выглядеть весёлым человеком и шутником.
Остроумные шутки - это мастерство, то есть нарабатываются повторением, тренировками, желательно с обратной связью. Их можно и нужно оттачивать на простых примерах.
Чтобы "порвать зал" или чтоб хотя бы "вся маршрутка плакала" - кроме мастерства нужен еще тонкий вкус и понимание ситуации. Самые смешные шутки не всегда самые остроумные, но всегда уместные. То есть вам нужно точно оценить ситуацию и состояние "клиента", чтобы понять, что он ожидает услышать, и чего никак не ждёт, когда он напряжён и зациклен, и как его "сбросить" и "перезагрузить".
Есть отличный сайт, где можно потренироваться с начинающими КВН-щиками. http://rukme.ru/scrap/list/page/27/type/6/order/8
- Доктор, а раздеваться обязательно?
- Простите, сейчас оденусь.
Ставьте лайки, пишите комментарии, задавайте вопросы.
И в следующий раз мы поговорим на более глобальную тему - "Что такое красота". И как спасти мир.