В августе 2019 года исполнилось ровно 20 лет событиям, связанным с вторжением в Дагестан большой международной группы боевиков.
Благодаря тем событиям, пожалуй, Россия до сих пор существует как единое государство, а не распалось на десятки феодальных княжеств.
И я долго не мог добраться до тех мест, где почти три недели шли бои не только за освобождение Дагестана от боевиков, но и где решалась целостность России, как государства. И вот, наконец, выдался подходящий случай - не просто побывать в тех местах, но и пройти по тем дорогам из Чечни в Дагестан, где и происходил те самые печальные события.
Уже не один год не перестаю удивляться красоте здешних мест. Высокие скалистые горы, горные реки, альпийские луга и жемчужина Кавказа - озеро Кезеной - Ам и безопасность с невероятной дружелюбностью аварцев и чеченцев, проживающих здесь.
Но это сейчас, а в середине 90-х все было иначе. Эти районы Дагестана, примыкающие к Чечне были одним из самых опасных мест на всем пост-советском пространстве.
Но перенесемся на двадцать лет назад и попробуем вспомнить, что здесь происходило...
Цунтинский, Цумадинский и Ботлихские районы Дагестана, имели довольно протяженную административную границу с Чечней, примыкая вплотную к Шаройскому и Веденскому районам Чечни, кишащими базами боевиков. При этом с центральными районами Дагестана эти места связывала только одна дорога через Муни.
После окончания первой чеченской кампании и заключения Хасавюртовских соглашений в 1996 году обстановка в этих местах еще более накалилась, а напряжение буквально "царило в воздухе". Во многих аулах этих районов активно действовало ваххабистское подполье готовя подходящую почву для последующих событий.
Чеченские боевики с 1996 по 1999 год, активно накапливали силы в приграничных с Горным Дагестаном районах. А в некоторых районах Дагестана им даже удалось создать анклавы, в которых действовали законы Шариата, например, Кадарская зона в 1998 году.
Сейчас об этом не очень любят говорить, но в 1998-1999 годах, в Кремлевских коридорах не без основания считали, что Горный Дагестан уже почти потерян для России, так же как и Чечня.
Именно поэтому, перед самым началом вторжения бандформирований в Цумадинский и Ботлихский районы Дагестана в 1999 году оттуда была выведена 102 бригада внутренних войск - опасались, что местные жители перейдут на сторону боевиков и перекроют пути отступления федеральным силам в этом районе.
А на стороне Чечни, основные базы боевиков располагались в Шаройском районе недалеко от Кири и близ Макажоя недалеко от озера Кезеной-Ам. Первые попытки дестабилизации обстановки начались еще в конце июля 1999 года, когда небольшие группы боевиков начали проникать в Цумадинский район,пытаясь занять Агвали и Эчеда. К этому моменту в этих районах оставались только дагестанские милиционеры.
Но основные события начали разворачиваться 7 августа 1999. Ранним утром, под покровом плотного тумана, который почти всегда нависает над Андийским хребтом, со стороны чеченского аула Макажой по грунтовой дороге через перевал, хорошо вооруженная группа боевиков на грузовиках и внедорожниках с численностью до 1500 - 1800 человек во главе с арабским наемником Хаттабом и Басаевым проникла в Ансалтинское ущелье, спустилась вниз и за несколько часов заняла аулы Ансалта, Рахата, Шодрода и Тандо в Ботлихском районе Дагестана, разоружив милиционеров и и предложив покинуть аулы жителей, которые не перешли на сторону боевиков.
В этот момент, к Ботлиху только подходила передовая группа батальона 7-й Воздушно Десантной Дивизии из Каспийска, которая должна была не дать боевикам захватить Ботлих - это могло стать "спусковым крючком" для "возгорания" республики. Дагестанские милиционеры, передовая группа десантников и ополченцы из числа местных жителей приняли на себя первый и основной удар международной группы наемников, которые рассчитывали, что получат поддержку местных жителей и смогут быстро продвинуться в сторону Махачкалы. А дальше здесь развернулись широкомасштабные боевые действия с применением тяжелой артиллерии и фронтовой авиации.
Потери несли не только боевики, но и дагестанская милиция, народное ополчение и армейские подразделения. Авиация и артиллерия буквально "утюжила" хорошо укрепленные районы в Тандо, Рахате и Ансалте. Боевики здесь готовились к вторжению основательно и в течение полутора лет строили укреп. район. Почему на это закрывали глаза как власти республики, так и местные жители - так и осталось без ответа, но тогда жарким августом 1999 года, местные жители сделали свой выбор, поддержав армию и федеральный центр.
Активные боевые действия в этом районе продолжались до 24 августа, когда армейским подразделениям с немалыми потерями и удалось занять господствующие высоты "Ослиное ухо" и "Тандо" над Ансалтинским ущельем и при поддержке артиллерии и авиации выдавить боевиков из сел, заставив отступить обратно в Чечню. Именно с этого момента и начинается отсчет Второй Чеченской Кампании, которая продолжалась еще десять лет и закончилась полной ликвидацией незаконных вооруженных формирований на Северном Кавказе
Но вернемся в наши дни. Спустя двадцать лет здесь уже мало, что напоминает о страшных событиях того времени. Вернулась настоящая мирная жизнь. Восстановлены тысячи домов, построены новые дороги, открыты сотни магазинов, появились гостиницы и туристические объекты и сюда поехали первые путешественники.
Но стоит немного отойти в сторону, как "наметанный глаз" сразу заметит следы давно минувших лет, воронки от снарядов и авиабомб, остатки укреплений и окоп, которые готовили боевики. Грунтовая дорога из Чечни все так же существует. Так же как и существую осколки снарядов на склонах гор, не восстановленные развалины высокогорных сел и остатки сожженной техники в труднодоступных ущельях
Но вернемся в Чечню. Отличная асфальтированная дорога от Ведено до озера Кезеной-Ам заканчивается сразу за гостиничным комплексом. Дальше в Макажой уже ведет только грунтовая дорога. Но после Макажой, в хорошую погоду, в сторону Ансалты можно попробовать проехать даже на легковом автомобиле.
Но как и много лет назад, в этой части Чечни довольно малолюдно. Окрестности Макажой кажутся покинутыми, в отличии от аулов и сел на стороне Дагестана. Сложно сказать, с чем это связано. Пересекая Андийский хребет все-так же нередки плотные туманы.
Но пройдя перевал внезапно открывается фантастический вид на Ансалтинское ущелья и разбросанные внизу многочисленные села и аула. Красота. Теперь долгий спуск внизу и вот они - Ансалта и Рахата, их уже и не узнать. Во время августовских событий, по аулам, с разрешения местных жителей, работала артиллерия и авиация, многие дома были разрушены или уничтожены.
Но жизнь идет дальше, аварцы вернувшись назад, заново отстроили свои дома. И здесь уже не видно никаких следов тех событий. Жизнь течет своим чередом, на улицах тебя встречают гостеприимные люди, в общем никаких отличий от других районов республики.
И если Цунтинский и Цумадинский районы до сих пор с точки зрения комфорта вызывают некоторые вопросы, то в Ботлихском все иначе, аварцы и андийцы гораздо дружелюбнее и открытее своих соседей.
Я долго отставлял эти места на "десерт" для завершения знакомства с Дагестаном и теперь не жалею, историю этих мест надо знать во всех её проявлениях.
Делитесь статьей в социальных сетях, ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал - так вы поможете каналу в развитии.
А самые свежие и актуальные истории и путешествия можно найти в моем instagram - присоединяйтесь!