Ни один ребенок не рождается с умением говорить. Сроки и темп становления речи, ее качество зависят от биологических предпосылок и социального окружения малыша. Это значит, что (с поправкой на индивидуальные особенности) можно создать условия для развития речи любого ребенка.
Общаясь с дошкольником в возрасте 1-3-х лет, взрослому следует придерживаться следующих правил.
1. Старайтесь комментировать ваши действия и действия ребенка, рассказывать о том, что происходит.
«Мы пришли с прогулки. Хорошо погуляли. Весело. Сейчас разуемся, снимем шапку, куртку, и пойдем мыть ручки».
2. Не забывайте сказать несколько слов о окружающих предметах, вещах, которыми вы пользуетесь.
«Давай возьмем мыло. Ах, какое! Душистое, гладкое. Намылим ручки».
«Уберем игрушки в корзину? Корзина большая, глубокая, всем игрушкам места хватит».
3. Чтобы ребенок действительно слушал вас, говорите емко, просто, эмоционально. В этом возрасте фразы «Будем кушать. Сегодня суп. Твой любимый, рисовый. Значит, его сварили из риса» предпочтительнее одной «Будем обедать рисовым супом, сваренным из риса». Делайте паузы и избегайте сложносочиненных или сложноподчиненных конструкций.
4. Маленький ребенок воспринимает речь не только на слух, но и зрительно, буквально читает по губам. Хорошо, если во время беседы ребенок видит ваше лицо. Не стесняйтесь присесть, чтобы оказаться на одном уровне с ребенком. Маме можно выделить область губ яркой помадой. Это привлечет внимание малыша и поможет ему сосредоточиться. Все взрослые должны стремиться тщательно проговаривать звуки, то есть артикулировать. Попробуйте представить, что вы диктор, читающий новости на федеральном канале.
5. Говорите о том, что происходит именно в этот момент: время отвлеченных бесед и воспоминаний пока не настало. Ваше «Помнишь ромашку, которую мы видели на прогулке. Много ромашек росло на обочине. Это красивый цветок с желтой серединкой и белыми лепестками» воспринято не будет. Ребенок не видит ромашки и не всегда знает, что такое «обочина» и «лепестки». Лучше сразу обратить внимание малыша: «Смотри, какой цветок! Серединка желтая, а лепестки белые. Это ромашка. Она растет у дороги», рассмотреть, сорвать, дать подержать в руках.
6. И, самое главное, поощряйте речевую активность ребенка. Пусть детское «Ки!» не останется незамеченным. Включайтесь, поддерживайте диалог: «“Ки!”. Это киса. Кошка. Какая красивая, полосатая. Давай, позовем? “Кис-кис”. Позови сам».
Помните, речь развивается в деятельности. Мало рассказать о том, как катаются на велосипеде, чтобы малыш сел и поехал. Мало «работать в режиме радио», чтобы малыш говорил. Начните общаться с ребенком и получать от этого удовольствие.