В этот раз мы поговорим подробнее об эмоциональной сфере детей с задержкой психического развития (ЗПР). Как вы думаете, какие именно могут быть особенности развития эмоциональной сферы у данной категории детей? Есть предположения?
Пока вы размышляете над данным вопросом, я перечислю основные особенности, которые в целом отражают развитие эмоциональной сферы и личности таких детей. В большей степени все эти особенности относятся к детям дошкольного возраста, имеющих ЗПР. Некоторые особенности эмоциональной сферы со временем могут либо усиливаться, либо ослабевать (не так ярко проявляются!). Многое зависит от проводимых коррекционных занятий с детьми.
1. У дошкольников с ЗПР наблюдается отставание в развитии эмоций. Это проявляется в виде эмоциональной неустойчивости, лабильности, легкой смене настроения и контрастных проявлениях эмоций. Как вы понимаете, настроение у таких детей может меняться от «очень хорошего» (смех, веселье) до «очень плохого» (плач).
2. Незначительный повод вызывает эмоциональное возбуждение (бурное проявление эмоций) и аффективную реакцию (душевное волнение, эмоциональное напряжение), неадекватную ситуацию. Ребёнок может быть доброжелательным, а потом ни с того ни с сего он становится злым и агрессивным.
3. Дети могут проявлять доброжелательность по отношению к другим, а потом вдруг становится злыми и агрессивными. При этом агрессию они направляют не на действие личности, а на саму личность.
5. Дети фактически не нуждаются во взаимодействии со сверстниками. Предпочитают играть в одиночку. У них не отмечается выраженных привязанностей к кому-либо, эмоциональных предпочтений кого-то из сверстников, то есть не выделяются друзья, межличностные отношения неустойчивы. Межличностные отношения неустойчивы.
6. Они предпочитают общаться со взрослыми или с детьми, старше себя, но и в этом случае не проявляют значительной активности.
7. Трудности, возникающие при выполнении задания, вызывают у них резкие эмоциональные реакции, аффективные вспышки. Такие реакции возникают ни только при столкновении с трудностями, но и вследствие ожидания затруднений, боязни неудачи. Эта боязнь снижает продуктивность деятельности ребёнка в решение интеллектуальных задач. Что в свою очередь приводит к формированию заниженной самооценки.
8. Дети плохо понимают свои и чужие эмоции. Успешно опознают только конкретные эмоции.
9. Собственные простые эмоции понимают хуже, чем эмоции, изображённые на картине.
10. Хорошо выделяют на картинке причины эмоциональных состояний персонажей.
Помните, это лишь малая часть того, что можно сказать о дошкольниках с ЗПР. При этом каждый ребёнок индивидуален, его реакция может быть специфичной, не похожей на другие. Я же попыталась показать общий портрет развития эмоциональной сферы у дошкольников с ЗПР.
В следующем посте поговорим о развитие эмоциональной сферы у младших школьниках. Что-то может быть похожим, близким, а что-то совершенно новым. Также поговорим о волевых усилиях и саморегуляции.
P.S. Если у вас возникли вопросы по данной теме, с удовольствием на них отвечу.
Автор: Александра Раздьяконова