Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

Падение Речи Посполитой — кто виноват?

Оглавление

Автор - Феликс Доманский.

В результате Люблинской унии 1569 года было создано новое государство – Речь Посполитая. Образованное во время тяжелой и кровопролитной Ливонской войны, оно стало новым сильным игроком на мировой арене на последующие двести лет, к тому же обладало уникальным политическим устройством. Первые сто лет существования государства – золотой век, последние полстолетия – жалкое прозябание, анархия, наконец, разделы между сильными соседями. Ничего не может произойти случайно, поэтому и возникает вопрос: кто виноват в падении Польской республики?

Коротко о важном. Образование Речи Посполитой и ее культурные разногласия

Речь Посполитая – это объединение Польши и Великого княжества Литовского, которое было образовано после Люблинской унии. Раньше имело место сотрудничество этих двух государств: например, Кревская уния была заключена в 1385 году и была связана со свадьбой Великого князя Литовского Ягайло и польской королевы Ядвиги. По этой унии Ягайло должен был присоединить к Польскому королевству те земли, которые были у него отторгнуты, перейти в католицизм самому и обратить своих бояр и родственников, но граница, войска и законодательство этих стран оставались раздельными. Кревская уния неоднократно дополнялась и уточнялась другими, например, Виленско-Радомской, но действовала до заключения Люблинской, по которой эти государства объединились под одной короной. Короной выбранного шляхтой короля.

Но рано винить во всем специфическое политическое устройство этого государства. Очень сильно повлияла на будущее падение Речи Посполитой именно культурная разобщенность Польши и Литвы, которая проявлялась еще во время действия Кревской унии.

На момент заключения Люблинской унии Литву притесняло Московское государство, зато Польша была сильна. С одной стороны, без унии была велика возможность включения Литовского княжества в Московское государство, притом польская шляхта не стала бы помогать литвинам, если ничего не получила бы взамен. С другой стороны, был велик риск растворения литовской знати в польской или лишения первой возможности занимать высокие посты. В любом случае, заключение новой унии, по которой Литва и Польша объединятся, было вопросом времени – назревал кризис династии Ягеллонов, из-за которого Литва могла расторгнуть предыдущие унии и окончательно отделиться от Польши.

Во многом из-за этого так тяжело проходил сейм, созванный близ города Люблина – боролись шляхетские и магнатские группировки этих государств. Литва, ослабленная войной, была обязана подчиниться Польше, отдать ей часть территорий.

В XVI столетии, разумеется, немаловажную роль играла религия. Речь Посполитая на момент образования была мультикультурным государством. С одной стороны, это поляки, исповедующие католичество, и некоторая часть немецких протестантов-переселенцев, с другой – это и православные жители бывших русских княжеств, и униаты (христиане, придерживающиеся византийских обрядов, но признавшие власть Папы Римского), и протестанты, и католики, и иудейская, и мусульманская диаспоры. Все они подверглись полонизации и отчаянно сопротивлялись ей. Король и сейм считали, что насильственная полонизация поможет уберечь страну от раскола, но такая политика, наоборот, сеяла вражду внутри государства.

Все важные вопросы решались в основном поляками, и этим, разумеется, были недовольны литвины. Еще до заключения Унии был выпущен провокационный памфлет, в котором автор высказал мысль о том, что литвин – это невольник, только тень человека, все Княжество (Литва) в целом – это земля невольников, зато все жители Короны – дворяне и полноценные, свободные люди. Это, в общем-то, отражало взгляды польской шляхты на права литовской знати.

Таким образом, Речь Посполитая дала первую «трещину», не успев даже толком образоваться. Эта «трещина» – принижение литвинов и ущемление литовской знати, объявление православия «хлопской верой» и ересью – сказалась и на внутреннем устройстве Польской Республики, и на ее роли на международной арене.

Ян Матейко. Люблинская уния.
Ян Матейко. Люблинская уния.

Экономика и социальный строй Речи Посполитой

Большая часть населения Речи Посполитой – это крестьяне, и именно по ним сильно били новые порядки. Крестьяне Речи Посполитой были крепостными, как и в Московском государстве, но постепенно из крепостных они стали превращаться в полностью бесправных рабов. Крестьянин находился в юрисдикции своего пана, который мог его наказывать как угодно, вплоть до смертной казни. Крестьянину было некому пожаловаться – никаких органов, защищающих крестьян, не было, а король отказался от своего права рассматривать жалобы крестьян задолго до заключения Люблинской унии. Барщина (или панщина) неумолимо росла, доходила до 200 дней в год, но не освобождала крестьян от натуральной или денежной повинности. Паны старались найти наибольшее количество дополнительных источников дохода, например, заставляли крестьян молоть хлеб только на панских мельницах и употреблять алкоголь только в панских шинках. Это привело к массовому бегству крестьян от своих господ на территорию Запорожской Сечи, а также к крестьянским восстаниям. Крупнейшим из них было восстание гетмана Богдана Хмельницкого, которое закончилось для Речи Посполитой потерей Левобережной Украины. Мелкие восстания, которые паны легко давили, продолжались до самой гибели Речи Посполитой.

Была проведена денежная реформа – теперь один злотый Речи Посполитой равнялся 30 грошам. Такой жесткий курс сделал большинство товаров непомерно дорогими для населения. Крестьянские хозяйства, разоренные панскими изощренными прихотями, нищали еще больше из-за этой денежной реформы.

Польские феодалы получали огромное количество денег с экспорта хлеба и сукна и тратили их на предметы роскоши, привезенные из-за границы. Но если до середины XVII века Речь Посполитая отличалась и растущим внутренним рынком, и увеличением внешней торговли (как раз тот самый «золотой век Речи Посполитой»), то потом наблюдался заметный упадок и внутренних, и внешних торговых отношений. Во-первых, на это влияло обнищание крестьян, загруженных повинностями – крестьяне торговали в основном только с соседними деревнями. Во-вторых, при главенстве цехового ремесла количество цеховых ремесленников сокращалось вместе одновременным ростом внецеховых (партачей). Партачи были городской беднотой, работали в ущерб экономическим интересам города, но при этом в пользу феодалов, которые селили их в своих городских имениях, потому что на них не распространялось городское право. Внецеховые ремесленники работали на феодалов, укрывавших их от городских властей, это наносило урон городской экономике. При этом перехода к новому типу производства не происходило.

Большое значение в XVI – XVII веках имели ярмарки, на которые съезжались иноземные торговцы, но к началу XVIII века они почти совсем прекратились.

Таким образом, государственный строй Речи Посполитой дал вторую «трещину» - экономический упадок государства был обусловлен и обострением крестьянской борьбы, и борьбы подмастерьев с городскими властями, и урезанием в правах литовской шляхты, и польско-турецкими войнами, в ходе которых потерял значение торговый путь, проходящий с Востока через Польшу в Западную Европу.

Ян Матейко. Установка Зигмунда. (Символ Польши, установленный до Люблинской унии — прим. авт.)
Ян Матейко. Установка Зигмунда. (Символ Польши, установленный до Люблинской унии — прим. авт.)

Военные дела Польской Республики

Речь Посполитая после заключения Люблинской унии была вторым по величине государством Европы после России. Польской Республике удалось заключить умеренно выгодный для себя Ям-Запольский мир, завершивший войну между ней и Русским царством. Польская экспансия на восток во время Смуты в России сорвалась из-за бесхитростной тактики Сигизмунда III, так желавшего принять русскую корону, сохраняя польскую, и оттереть сына Владислава IV от русского престола, ему обещанного. Однако, Речи Посполитой все же удалось ненадолго присвоить себе исконно русские земли: Северскую и Смоленскую.

Вторая половина XVII столетия (после окончания «золотого века Речи Посполитой», который, как мы уже могли выяснить, был золотым только для польской шляхты) прошла в бесконечных войнах, по большей степени неудачных для Речи Посполитой. Пока шла война с Россией за Украину, на территорию Польской республики вторглись шведы – они оккупировали значительную часть польской территории: Познань, Варшаву, Краков и другие города. Эта шведская оккупация, которую иногда называют первой Северной войной, показала несостоятельность монархии и шляхты в принятии решений: король бежал в Силезию, а литовский гетман отдал всю территорию Литвы шведам. Благодаря крестьянам и городскому мещанству удалось прогнать интервентов. Пока вернувшийся король Ян Казимир сотрясал воздух в благодарностях и пустых обещаниях освободить всех от угнетения денежными, натуральными и прочими повинностями, шляхта и магнаты пошли на подписание мира со Швецией – ей отдали земли на балтийском море. Началось усиление прежде вассального Речи Посполитой герцогства Пруссии, которая позже станет страшным соседом для Польши. Но ни шляхта, ни магнаты не понимали значения военных потерь на Балтийском море и усиления Прусского государства – для них главное было продолжить войну за Украину, поскольку там была плодородная земля, а значит хлеб и деньги. Но эта война была проиграна. Речь Посполитая, полностью обескровленная, вернула России Северские и Смоленские земли, а также Киев. Король был вынужден заключить военный союз с Россией против Османской империи, и добился своего – правобережная Украина стала территорией Речи Посполитой.

О войнах этого периода можно рассуждать бесконечно, но самое главное одно – они велись в интересах шляхты и магнатов, а не государства в целом (а значит и его народа). Это стало третьей «трещиной» из сгубивших Речь Посполитую.

Ян Матейко. Львовские обеты Яна Казимира.
Ян Матейко. Львовские обеты Яна Казимира.

Государственный строй. Лебединая песнь Речи Посполитой

Речь Посполитая – необычное государство, как мы могли уже заметить. В нем изначально не было логичного, спасительного и необходимого для XVI века абсолютизма. Вместо него два государства полностью объединились в одно под властью выборного монарха. Соседка Россия, например, централизовала свою власть после феодальной раздробленности, объединяла все земли под рукой одного самодержца – это, опять же, логичный процесс для того времени. В Речи Посполитой же, по сути, децентрализация началась раньше централизации, и это, разумеется, обуславливало неустойчивость государства. Король избирался сеймом на всю жизнь, а право наследования престола было упразднено, следовательно, после смерти монарха наступало «бескоролевье». Тогда вершил судьбы сейм и коронный гетман.

Принцип «золотой вольности» (другое название шляхетской демократии – строя, при котором шляхта имеет очень обширные права в управлении государством) и «генриковы артикулы» - документ, подписанный Генрихом Валуа, подтверждающий ограниченность власти короля, ослабили централизацию донельзя, а вместе с ней и государство. Но анархию и борьбу группировок внутри сейма усугубил новый принцип, введенный в 1589 году, - liberum veto. Его суть заключалась в том, что любой шляхтич, заседающий в сейме, мог его остановить, потому что «нельзя допустить, чтобы глупое большинство главенствовало над умным меньшинством». Также шляхтичи имели право образовывать конфедерации - временные политические союзы или устраивать рокош – вооруженный мятеж против короля.

Такое политическое устройство сыграло злую шутку. В первой половине XVIII века просвещенные магнаты и шляхтичи задавали себе вопрос: какое лекарство надо принять Речи Посполитой, чтобы выздороветь?

С одной стороны, произошли определенные положительные сдвиги в экономике. Речь Посполитая потихоньку прощалась с пережитками феодального прошлого: барщину землевладельцы заменили на чинш (оброк), богатые купцы начали открывать мануфактуры, в которых работали вольнонаемные рабочие. У этих мануфактур продукция была качественнее, а производительность – выше, чем у крепостных мануфактур шляхтичей и магнатов. Как следствие перехода от феодального хозяйства к капиталистическому и витающих в воздухе идей Просвещения, появилось множество проектов экономических и политических реформ, основной чертой которых была критика крепостного права. Однако, было уже поздно: чтобы начать эти реформы, нужны были деньги, следовательно, было необходимо повысить и без того высокие налоги. Реформы заключались только в том, чтобы ограничить право liberum veto и реорганизовать ряд органов.

С другой стороны, продолжались безуспешные войны со Швецией. Речь Посполитая оказалась между несколькими сильными, агрессивными соседями, которые к тому же враждовали между собой. Речь Посполитая, чтобы воевать с Турцией, должна была заключить союз с Австрией, против которого была настроена Франция, враждовавшая с Австрией. Русско-польские отношения до сих пор были не урегулированы – Речь Посполитая уклонялась от выполнения условий «вечного мира» 1686 года с Россией. Но этим двум державам угрожала Швеция, которая желала гегемонии на Балтийском море. На западе от Речи Посполитой росла и крепла Пруссия. Шляхетские конфедерации выступали за союз с разными странами. Речь Посполитая была поставлена в унизительное положение на международной арене: из-за сумятицы в сейме и децентрализации власти союзы стран выдвигали своих кандидатов на польский престол, во время Семилетней войны войска ходили через территорию Короны и давали там бой.

Реформы не могли исправить плачевного состояния Речи Посполитой – монархи других стран были попросту в них не заинтересованы. Сначала Екатерина II и не хотела разделять Польшу с Австрией и Пруссией, а хотела сохранить свое влияние на сейм. Вновь восстали крестьяне, и восстание польских и украинских крестьян было столь обширным, что побудило Екатерину II вмешаться – ввести в Речь Посполитую войска. Пруссия и Австрия не могли не воспользоваться своей возможностью вторгнуться в пределы Польши. Речь Посполитая была бессильна отстоять свои границы – в 1773 году первый раз «три черных орла» разделили «одного белого».

Ян Матейко. Рейтан. Упадок Польши.
Ян Матейко. Рейтан. Упадок Польши.

Теперь гибель Речи Посполитой была только вопросом времени. Конституция 1791 года не могла спасти ее – черные орлы бессовестно вмешивались во внутреннюю политику Речи Посполитой под видом защиты Конституции, которая все равно вскоре была отменена. В 1795 году государство Речь Посполитая исчезло с карты.

Таким образом, четвертой «трещиной» являлось политическое устройство Речи Посполитой, шляхетская демократия, явившаяся так не вовремя.

Подводя итоги, следует сказать, что конкретного виновника падения Речи Посполитой, ни человека, ни класса, ни сословия, нельзя назвать. Падение Речи Посполитой связано с комплексным кризисом во всех сферах общества: виноват и экономический упадок, возникший из-за неподъемных повинностей, и политический, обусловленный созданием шляхетской демократии в век абсолютизма, и социальный, выраженный в притеснении литвинов и рутенов.

Ян Матейко. Конституция 3 Мая.
Ян Матейко. Конституция 3 Мая.