«Пантера» безусловно одна из самых известных машин Германии времён Второй Мировой. Её форма узнаваема для многих любителей танковой техники. Конечно же, у «Пантеры» много недостатков, но и преимущества тоже весьма яркие. Однако, есть и те моменты, о которых нам не говорят.
Цена/качество.
Один из важнейших параметров для любой техники в военное время – стоимость при реальных боевой эффективности. В этом плане, «Пантера» была даже лучше «Тигра», о чём говорить не любят или просто не знают о ценниках. Сравним «Тигр» с «Пантерой»… Стоимость тяжёлого танка «Тигр» доходила до 250 000 рейхсмарок, в то время как «Пантера» обходилась рейху в 117 000 марок. Забавно, но факт – из этих цифр получается, что «Пантера» не только вдвое дешевле, но и ничем не уступала по эффективности и боевому применению.
Однако если сравнивать «Пантеру» с другими танками своего класса, то получается совершенно наоборот… К примеру, легендарный Т-34 стоил около 150-140 тысяч рублей в зависимости от завода производителя. В переводе на немецкую валюту, это примерно 70 750 рейхсмарок. Ещё пример – американский «Шерман». Его ценник достигал максимальных 65 000 тысяч долларов, или 162 000 немецких марок за наилучшие «Шерманы» – M4A3E2 (W76) Jumbo, которые по броне и вооружению почти не уступали немецкой «Пантере». Самые дешёвые М4 стоили в пол раза меньше.
Так и получается, что «Пантера» по эффективности не уступает «Тигру», стоит вдвое меньше и превосходит средние танки других стран. Однако, справедливости ради, большая часть аналогичных машин стоили на четверть, а иногда и в половину меньше.
Ненадёжность «Пантеры».
Один из весьма «избитых» предлогов во время критики танка. В качестве примера приводят первую партию танков, когда по техническим неисправностям было отозвано примерно 130 единицы из данных 200. Однако критики забывают сказать, что практически все танки подлежали ремонту и модернизации, что в общем-то и сделали… Мотор новой версии танка – Ausf A имел мощность не 600, а 750 л.с., при этом, улучшилась надёжность силового агрегата.
Не мало рассуждают и по поводу герметизирующих перегородоу, мол они стали одними из основных причин возгорания танков. Но это было справедливо только для первой партии танков. Последующие выпускались с улучшенными системами охлаждения и доработанной герметизацией избавились от этого недостатка. Скажу больше – изоляция моторного отсека помогала спасти экипаж при пожаре МТО. Однако это не отнимало высокой температуры и рано или поздно экипаж всё равно должен был покинуть машину.
Ещё одно нарекание – трансмиссия и приводы наведения. И если по поводу первой сказать нечего, то приводы поворота так же доработали, сделав под башней раздаточную коробку. С её помощью, двигатель мог ускорить поворот башни с 3-4 градусов в секунду до 24 при оборотах двигателя в 2 300 оборотов в минуту. При этом, гидравлический механизм стал меньше в размерах, и его огнеопасная жидкость защищалась бронированным корпусом.
«Пантеры» становились лучше и сложнее.
Очередная «байка»… Как это не странно, но с появлением всё более новых модификаций, «Пантера» приобретала в боевых параметрах и надёжности, но не улучшалась в мелочах. Некоторые из них наоборот – сильно ухудшили её характеристики. К примеру, на поздних версия «Пантер» Ausf G произошли серьёзные изменения – убрали раздаточную коробку под башней. Как итог – снижение скорости горизонтального наведения.
Так же произошли изменения в интерьере башни и корпуса. Одно из самых главных – смена сидений. Если раньше они покрывались искусственной кожей, то последние «Пантеры» получали сетчатые матрасы и обивались различными дешёвыми тканями. Были недостатки и по серьёзнее…
Общее качество немецкой стали в осени 1944 года сильно упало из-за недостатка молибдена. В результате, броня поздних немецких танков буквально трещала, и не по швам, а по месту попадания. К этому же пункту хочу отнести циммерит – антимагнитное покрытие. Оно не несло какой-то ценности для бронирования, но зато не давало ногам танкистов скользить по поверхности брони.
Если уж заговорили о «живучести», то тут стоит отметить люки членов экипажа. Раньше они приподнимались с помощью червячного привода и поворачивались в сторону. С осени 1944 года начали появляться танки с обычными откидными люками. Исключение – командирский люк, который всё так же поднимался и поворачивался. Однако и его позже упростили, сделав откидным. Интересно, но факт… Несколько последних партий «Пантер» не имели подпружиненных откидных люков. Казалось бы, мелочь, но что бы понимать, насколько это критично – представьте, что танк горит и вам нужно срочно его покинуть. Вы не только потратите больше времени, но ещё и больше сил приложите чтобы открыть люк. А ведь потом нужно подняться, спрыгнуть и отбежать куда подальше.
Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.