Вспомнилось, как в подростковом возрасте мне, почему-то особенно сильно, хотелось иметь синие глаза, потому что у меня были карие.
Отсутствие глаз цвета Лимож я воспринимала, наверное, как вселенскую трагедию и масштабную планетарную несправедливость. Сине-голубые глаза Натальи Фатеевой были предметом жгучей зависти. Цветные линзы в то время ещё не были широко известны, а были достоянием лишь узкого круга засекреченных научно-исследовательских структур. Поэтому подростковый ум понимал, что цвет глаз не измéнен. От осознания этого факта настроение портилось. Как известно «плохое настроение подобно дурному запаху. На него невозможно не обращать внимания». Каждый раз, глядя в зеркало несиними глазами, я испытывала сильнейшее разочарование и обиду на мир. Сейчас я понимаю, что настоящая причина была иная, и корни её надо искать глубже (но речь сейчас не об этом), а в тот момент я была твёрдо убеждена, что все мои неприятности «дело рук» исключительно карих глаз!
И вот, в один из осенних вечеров, сидя дома в плохом настроении, я вдруг, ни с того ни с сего, написала стихотворение. Моё бессознательное пришло ко мне на помощь, раскачав правое полушарие и выбрав путь наименьшего сопротивления:
Думала кошка, глазом мигая,
Как мне хотелось быть бы трамваем.
Танку мечталось стать арбалетом.
Книжной подставке - жёлтым штиблетом.
Синей гантеле хотелось стать вазой.
Лампе настольной - противогазом.
Видела в снах себя репкой коза.
Я же хочу голубые глаза.
Выплеснув неосуществимое желание через творчество, я смогла посмотреть на ситуацию как бы со стороны, уловить другие смыслы: репка – не коза, гантель – не ваза, меню – не обед, синее – не коричневое. Это было неприлично просто и неприлично быстро. Никаких тебе психоаналитических поисков и раскапываний. Отсутствие синих глаз перестало быть проблемой, а также проблемой перестало быть и наличие карих. Пазл под названием «целостность» сошёлся. Ко мне вернулся естественный способ восприятия себя – такой, какая я есть.
Сочиняя стихи, я погрузилась в особое состояние, которое в эриксоновском гипнозе принято называть «трансом». В этот момент правое полушарие становится активнее, чем левое, поэтому рациональные установки «синее лучше, чем коричневое» слабеют. Основная задача трансового состояния – прокрасться сквозь психологические защиты.
Попасть в это состояние можно двумя способами: самостоятельно (самогипноз) и через проводника (гипнотерапевта). Если вы освоили упражнение «Картина Рембрандта», то погрузиться в транс самостоятельно вам не доставит особого труда. Дело в том, что, выполняя это упражнение – вы пробовали погружаться в транс. В какой-то момент вы начинали замечать мелкие детали, возможно, почувствовали дуновение ветерка или запах дерева. И находясь в каком то, может быть непонятном или неизвестном пока для вас состоянии, вы начали по-другому ощущать время или что-то ещё. Возможно, в вашем случае состояние транса проявлялось как-то иначе, на понятном только вам языке ощущений и символов. Такое тоже может быть. Если вам по каким-то причинам не удалось уловить это состояние – не беда. В ближайшее время я поделюсь ещё одним упражнением, направленным на освоение погружения в транс.
Во время творчества с вами происходит примерно то же самое. Внешний мир перестаёт существовать, сигналы из него остаются где-то на периферии вашего сознания, и вы полностью уходите в мир творчества, одновременно как бы причёсывая свой мозг дофаминовым гребешком.
Поэтому творите! Не важно что, как и в каком количестве, важно то, что это принесёт вам пользу и доставит удовлетворение! И делая последний стежок или мазок кистью, вы приятно удивитесь, осознав вдруг, что проблема перестала существовать.
Вышивайте крестиком, выпиливайте лобзиком, переплывайте Ла-Манш, в мире так интересно!
Александрия Садофьева, гипнотерапевт