Продолжаем рассказывать малоизвестные факты о серии The Elder Scrolls. В прошлом номере мы прошлись по Morrowind, теперь настала очередь Oblivion. Из нашей статьи вы узнаете, откуда в испанской версии четвертых «свитков» появился поезд, сколько арен на самом деле планировалось в «Обливионе» и что случилось с Фродо Бэггинсом в Сиродиле.
1. Cобытия четвертой части серии The Elder Scrolls оказались заспойлерены еще в Morrowind, хотя во времена третьих свитков на это мало кто обратил внимание. В адд-оне Tribunal данмер по имени Эно Ромари пророчил скорое открытие врат обливиона и нашествие даэдра, что и стало основой для сюжетной линии игры. Любопытно, что и в The Elder Scrolls IV можно найти намек на следующую часть серии – Skyrim. Легендарный М’айк Лжец, о котором мы рассказывали в статье по «Морровинду», признавался, что где-то видел драконов, но отказывался сказать где именно. Однако намекнул, что, возможно, их увидит и сам игрок. В четвертой части нашлась отсылка и на игру The Elder Scrolls Adventures: Redguard. Во всяком случае именно на такую мысль наталкивала встреча с одним из клинков, редгардом по имени Сайрус. А ведь именно так звали главного героя спин-оффа древних свитков. И он тоже был редгардом.
2. Планировалось, что Oblivion должен был выйти не только на ПК и Xbox 360, но и на PSP. Правда, версия для портативной платформы была изрядно урезана, и там нельзя было даже толком погулять по игровому миру. Она в итоге до релиза так и не дожила, и это, возможно, и к лучшему. Но приключений Oblivion и без нее хватило. Так американское рейтинговое агентство уже после выхода игры повысило ее рейтинг с «13+» до «17+». Основанием послужило то, что файлах ПК-клиента нашлись изображения полуобнаженных персонажей, которые можно было с помощью нехитрого шаманства добавить в игру. Но самая примечательная история случилась с испанской версией «свитков». Местные локализаторы, не разобравшись, перевели глагол to train не как «тренироваться», а как «поезд». Да, слово «поезд» на английском пишется в общем-то также – a train, тут все верно, но веселья это не убавило.
3. Одним из отличий Oblivion как от Morrowind, так и Skyrim стало появление арены. Да, таковая была запланирована и для пятых «свитков», но об этом мы рассказывали в прошлом выпуске. Что до четвертой части, то со столичной ареной разработчики планировали связать большую сюжетную цепочку. При этом площадки для боев должны были располагаться во всех крупных городах Сиродила. Но в итоге эту линейку вырезали, а вместе с ней под нож попали и около 800 строчек диалогов. Добавим, что развешенные по столице афиши сиродильской арены явно делали с оглядкой арт, который был размещен на коробке с самой первой частью The Elder Scrolls. Которая так и называлась – «Арена». И еще один факт – персонажа, объявляющего о боях в Oblivion, озвучивал актер Уэс Джонсон, который в реальной жизни занимается схожим делом, но уже на арене спортивной. А если точнее, то на домашнем стадионе команды НХЛ «Вашингтон Кэпиталс».
4. В озвучке Oblivion участвовало немногим более десятка актеров, но среди них были вполне себе звезды серьезной голливудской величины. Например, роль императора Мартина Септима досталась Шону Бину, а императора Уриэля Септима озвучивал Патрик Стюарт, он же капитан Пикар из Star Trek. Был в списке актеров и Теренс Стэмп, и с ним оказалась связана одна очень любопытная история. Дело в том, что в послужном списке Теренса значится роль Генерала Зода из старых фильмов про Супермена. В детстве Тодд Говард на пару со своим братом были большими фанатами этих картин. Они даже в шутку переделали одну из реплик Терренса во втором «Супермене». В оригинале она звучала так: «Сын Джор-Эла, склонись перед Зодом». Братья же заменили Зода на Тодда. И Тодд Говард специально поехал в Лондон, где проходила запись Теренса, чтобы попросить его записать этот самый переиначенный вариант фразы. И ему это удалось!
5. В Oblivion состоялось возвращение к активному промыслу «Темного братства». В Morrowind, напомним, тему убийств окучивала местная организация «Мораг Тонг». Правящий совет «Темного братства» в четвертых «свитках» назывался «Черная рука». И само это название, и его символ являются отсылкой на тайную сербскую организацию, которая в 1914 году организовала успешное покушение на австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда. Что в конечном счете стало поводом для начала Первой мировой войны. Добавим, что одним из участников «Темного братства» была некая Антуанетта Мари, что опять же является исторической отсылкой. В данном случае на королеву Франции Марию-Антуанетту, что была казнена в ходе Великой французской революции.
6. В четвертых «свитках» удалось отыскать настоящие залежи всевозможных пасхалок на тему «Властелина колец». Например, по ходу выполнения задания «Нечестная конкуренция» главному герою приходилось изучать книгу со списками недавно погибших жителей Сиродила и перечень их имущества. У одного из них с собой в момент смерти было проклятое золотое кольцо, плащ с застежкой в виде листа и покрытый письменами зачарованный меч. Звали же погибшего Офорд Гэбингс, что является анаграммой для Фродо Бэггинса. Один из квестов Темного Братства назывался «Нож в ночи». Точь-в-точь как глава «Властелина колец», в которой назгулы пытались убить хоббитов в «Гарцующем пони». Причем в самом квесте требовалось пробраться ночью в таверну и расправиться с одним из постояльцев. А вот еще одна любопытная пасхалка. В пещере Гоблина Джима можно было найти отряд гоблинов со знаком руки на предплечье. Вожаком же их выступал бретонец-колдун. Намек на Сарумана и его воинство Белой длани получился вполне прозрачный.
7. Само собой, в Oblivion было полным-полно и других пасхалок. Расскажем о некоторых наиболее нам запомнившихся. Например, в игре имелся Зеркальный щит, который по названию и способности отражать заклинания очень напоминал щит из The Legend of Zelda. Пройдя через врата обливиона в Кватче, на берегу озера из лавы можно было найти обгоревший труп без двух ног и руки. Все это очень сильно напоминало финальную сцену из третьего эпизода «Звездных войн», когда будущий Дарт Вейдер также лишился руки и обеих ног. Нашелся в Oblivion и свой аналог бойцовского клуба. В городе Анвил каждую полночь можно было увидеть, как в порту собираются аргонианец, лесной эльф и орк и начинают друг с другом драться. Попытка поговорить с ними оказывалась безрезультатной. Но вы же помните главное правило бойцовского клуба? Не упоминать о бойцовском клубе. В игре имелась обувка под названием Blue Suede Shoes, что в точности соответствует названию песни, которую исполняли многие певцы, в том числе и легендарный Элвис Пресли. Ну а в квесте, который отправлял нас в замок Боевого Рога, можно было встретить некогда погибшего, а затем воскрешенного лорда этой крепости по имени Кейн. Что является отсылкой на игру Legacy of Kain.
8. Случаи, когда разработчики заимствуют что-то у конкурентов, нельзя назвать такими уж редкими, но история с Limbo of the Lost по размаху и резонансу, наверное, не имеет аналогов. Этот квест вышел в 2008 году на ПК, и вряд ли бы остался в народной памяти, если бы не один нюанс. Просто запредельный уровень плагиата. Сперва выяснилось, что создатели этой игры позаимствовали некоторые декорации из четвертых «свитков». Разумеется, никого об этом не спросив. Разгорелся скандал, и тут вскоре обнаружилось, что одним «Обливионом» дело не ограничилось. Оказалось, что разработчики промышляли воровством практически в промышленных масштабах. В числе пострадавших оказались и Return to Castle Wolfenstein, и третий Thief, а всего в списке жертв значилось полтора десятка хитов. Финал у этой истории был логичным: Limbo of the Lost в итоге сняли с продажи.
9. Говоря о серии The Elder Scrolls, нельзя не вспомнить и про ее легендарного композитора Джереми Соула. Но отдельно упомянуть его нужно именно в ролике, посвященном «Обливиону». И дело тут вот в чем. Во время работы над музыкой для четвертых «свитков» Джереми попал в страшную аварию, когда ночью его машину вынесло на встречную полосу хайвея. Автомобиль музыканта получил очень серьезные повреждения, но сам водитель не пострадал. Джереми говорил по этому поводу так: «Если бы в тот день мне было суждено погибнуть, то я бы умер с мыслью, что доволен тем, как складывалась моя жизнь. Это странное ощущение, потому что как перфекционист, я никогда не бываю полностью удовлетворен своей работой». Джереми, ты там давай поосторожнее, тебе же наверняка доверят писать саундтрек и для шестых свитков.
10. В «Обливионе» разработчики решили отдать дань штату Мэриленд, где и находится главный офис Bethesda. Сразу два магазина в игре – «Главный ингредиент» (The Main Ingredient) и «Три брата» (Three Brothers) были названы в честь реальных ресторанов, что расположены в этом штате. Если продолжать тему сходства с реальным миром, то нельзя не вспомнить о замке Скинград, который был построен за оглядкой на замок Бран, что находится в Румынии. Его еще называют замком Дракулы. Кстати, в обливионской крепости жил самый настоящий вампир. Говоря о забавных деталях четвертых «Свитков», надо упомянуть про тролля-неудачника. Следуя заветам западного фольклора, он должен был собирать дань с проезжающих по мосту неподалеку от Бравила. Только вот бизнес у тролля не заладился, из-за чего бедолага напился и утопился. Его труп можно было найти под мостом вместе с запиской, рассказывающей о тяжелой тролльей доле. Вот еще забавное. После релиза «Обливиона» разработчики начали экспериментировать с выпуском небольших платных дополнений. В первых рядах тут выступила обновка с лошадиной броней. Стоило все удовольствие два с половина доллара, что для такого пустячного DLC сумма все-таки существенная. Но самое интересное в этой истории то, что этот адд-он игроки продолжали бодро раскупать спустя многие годы после релиза. Объяснения этому феномену не мог придумать даже главный по маркетингу в Bethesda Пит Хайнс.