Найти в Дзене
ЭХ, ПРОКАЧУ!

Браслетик Маньки Облигации

«Красивый, Маня, у тебя браслетик», - говорил великолепный Жеглов. «Ещё бы. Браслет старинный, цены немалой», - нахально отвечала Манька Облигация. И поясняла с гонором: «Наследство это моё. Память мамочкина». Потом выяснялось, что не наследство и не мамочкино, а браслет в виде змейки с одним изумрудным глазком оказался из вещей убитой Лары Груздевой. Возникает интересный вопрос, не волновавший, впрочем ни Глеба, ни Маньку: к какой эпохе он мог относиться? Ну, теоретически. Первое, что приходит на память — эпоха ампира и раннего бидермайера, то есть 1800-1830-е годы, когда в моду вошли символы Египта и Древнего Рима. Кстати, браслет-змея — это и есть древнеримское украшение, появившееся от соприкосновения римской культуры с Востоком. В первой трети XIX века не просто нравились псевдо-древние эстетические обыкновения... ...Но и создавались новые смыслы — браслет-змейка обозначал мудрость, изящество и — роковую тайну. В те годы писалось очень много художественной «макулатуры», повест

«Красивый, Маня, у тебя браслетик», - говорил великолепный Жеглов. «Ещё бы. Браслет старинный, цены немалой», - нахально отвечала Манька Облигация. И поясняла с гонором: «Наследство это моё. Память мамочкина». Потом выяснялось, что не наследство и не мамочкино, а браслет в виде змейки с одним изумрудным глазком оказался из вещей убитой Лары Груздевой. Возникает интересный вопрос, не волновавший, впрочем ни Глеба, ни Маньку: к какой эпохе он мог относиться? Ну, теоретически.

«Ещё бы. Браслет старинный, цены немалой», - нахально отвечала Манька Облигация. Скриншот.
«Ещё бы. Браслет старинный, цены немалой», - нахально отвечала Манька Облигация. Скриншот.

Первое, что приходит на память — эпоха ампира и раннего бидермайера, то есть 1800-1830-е годы, когда в моду вошли символы Египта и Древнего Рима. Кстати, браслет-змея — это и есть древнеримское украшение, появившееся от соприкосновения римской культуры с Востоком. В первой трети XIX века не просто нравились псевдо-древние эстетические обыкновения...

Тимофей Нефф. Портрет дочерей императора Николая I. Источник - Википедия.
Тимофей Нефф. Портрет дочерей императора Николая I. Источник - Википедия.

...Но и создавались новые смыслы — браслет-змейка обозначал мудрость, изящество и — роковую тайну. В те годы писалось очень много художественной «макулатуры», повествовавшей о Клеопатре и всяких жреческих мистериях. Всё подавалось через романтику и — ужасы. Экзотика — сводила с ума. Поэтому браслетик Груздевой мог быть родом из александровско-николаевской эпохи.

Гавриил Яковлев. Портрет Юлии Теляевой. Источник - Википедия.
Гавриил Яковлев. Портрет Юлии Теляевой. Источник - Википедия.

Но в те годы, когда разворачивалось действие «Места встречи...» старинной вещью могли назвать любое дореволюционное творение — время тогда чётко делилось на «до» и «после» Революции, поэтому всё, что до 1917-го — значилось, как «давным-давно» (о психологии ощущения времени написано много парадоксального, но сейчас не об этом). Змейки, как символика, сделались опять популярными на рубеже XIX и XX столетий.

Украшение, созданное для Сары Бернар. Источник - https://www.pinterest.ru/
Украшение, созданное для Сары Бернар. Источник - https://www.pinterest.ru/

Тогда началась очередная волна ориентальной (то есть - восточной) экзотики, экзальтации и - «тоски» по жгучим тайнам. В те годы знаменитый художник Альфонс Муха рисовал эскизы для украшений Сары Бернар, а такие умельцы, как Рене Лалик и Жорж Фуке создавали по тем рисункам изысканную «ювелирку». Так вот змея с глазами-камешками была одним из расхожих сюжетов. Но, судя по форме, у Облигации оказалась всё же вещичка 1800-1830-х годов.

Zina Korzina (c)