Найти в Дзене
Прожито

Частная жизнь главного палача царицы Анны

Андрей Иванович Ушаков (1672-1747г.г.) - фигура из царствования времен императрицы Анны Иоанновны зловещая. Тихий старичок в напудренном парике был по сути главным палачом целого десятилетия. "Бироновщина" - так мы называем этот период истории государства Российского. Хотя сам Эрнст Иоганн Бирон скорее был просто ловким альфонсом самого высокого ранга. К казням и репрессиям он по сути отношения никакого не имел, а все, чего хотел фаворит императрицы Анны - денег, теплого места, развлечений. Обеспечивать спокойствие в государстве, где народ нищает, а вельможи развлекаются и тратят бездумно, были призваны совсем иные лица. В их числе и начальник тайной розыскной канцелярии, именно этот пост занимал Ушаков. И по "слову и делу" государеву хватали людишек и за вину, и по напрасному навету. И морили в казематах, и на дыбу вздергивали, и кнутом драли, и в Сибирь ссылали, и языки с ноздрями рвали, и на эшафот выводили. А во главе всей этой репрессивной машины стоял Андрей Иванович, генерал-анш
Андрей Иванович Ушаков (1672-1747г.г.) - фигура из царствования времен императрицы Анны Иоанновны зловещая. Тихий старичок в напудренном парике был по сути главным палачом целого десятилетия.
А. И. Ушаков
А. И. Ушаков
"Бироновщина" - так мы называем этот период истории государства Российского. Хотя сам Эрнст Иоганн Бирон скорее был просто ловким альфонсом самого высокого ранга. К казням и репрессиям он по сути отношения никакого не имел, а все, чего хотел фаворит императрицы Анны - денег, теплого места, развлечений.

Обеспечивать спокойствие в государстве, где народ нищает, а вельможи развлекаются и тратят бездумно, были призваны совсем иные лица. В их числе и начальник тайной розыскной канцелярии, именно этот пост занимал Ушаков.

И по "слову и делу" государеву хватали людишек и за вину, и по напрасному навету. И морили в казематах, и на дыбу вздергивали, и кнутом драли, и в Сибирь ссылали, и языки с ноздрями рвали, и на эшафот выводили.

-2

А во главе всей этой репрессивной машины стоял Андрей Иванович, генерал-аншеф, бывший сподвижник Великого Петра. Он в царствование его лютейшей племянницы не потерялся, а скорее раскрыл все свои таланты.

Но ведь был он и семьянином. К кому приходил грозный Ушаков домой, с кем забывал огни пыточной, стоны людей на дыбе? Какова была его частная жизнь? Какая женщина была рядом?

В быту, как вспоминали современники, Ушаков был не страшен. Тих, кроток, заботлив. Женился он по протекции самого Петра Великого. Елена Леонтьевна, в девичестве Кокошкина была прежде супругой ближайшего сподвижника батюшки-Петра, стольника Федора Апраксина. Того самого, который выведен в фильме "Россия молодая".

Кадр из х/ф "Россия молодая", в роли Ф. Апраксина Николай Иванов, слева
Кадр из х/ф "Россия молодая", в роли Ф. Апраксина Николай Иванов, слева

Женщина, овдовев, оставшись с 5-ти летним сыном на руках, стала супругой Андрея Ивановича Ушакова. Страшно, правда?

Она была не только хороша собой, но и богата. Знала ли красавица, чем занимался в подвалах тайной канцелярии ее заботливый супруг? Вряд ли. К тому же, к 1730-му году, когда он и занял этот пост, юной красавицей она уже не была. Да и самому Андрею Ивановичу было около 60-ти лет.

Супруги Ушаковы занимали роскошный дворец на Миллионной улице, благодаря рвению и усердию главного палача Анны Иоанновны, богатство их неуклонно множилось.

А пасынка своего, Степана Федоровича, Ушаков хоть и не растил (мальчик вырос в доме родственника), но дал ему неплохой "пинок" в жизнь. Благодаря протекции отчима Апраксин сделал карьеру, ста генералом-фельдмаршалом.

У Андрея Ивановича Ушакова и его жены в браке родился единственный ребенок, дочь Екатерина Андреевна, в замужестве Чернышева. Позже она родит девочку, назовет ее Натальей, а девчушка станет прототипом Пушкинской "Пиковой дамы". Так что у нее был вполне подходящий дедушка - главный палач времен Анны Кровавой.

Иллюстрации из публичного доступа сети Интернет.

Еще больше историй и фактов на моем канале. Лайк и подписка не являются обязательными, но очень радуют автора.