Этот фильм, несмотря на то что поставлен по пьесе немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга и представляет собой что-то вроде абстракции, даже, наверное, схемы, формулы, где у каждой переменной - своя чёткая функция, а само действо медленно обретает черты гротеска, становится одной из самых явных, точных и реалистичных картин современной России.
России, где церковь, пресловутая РПЦ, вдруг, удивляясь и надменно хмуря брови на возражения, начинает всё громче и повелительным тоном заявлять о своих мнимых правах и надменно поучать в вопросах искусства, морали и этики, намереваясь при этом стать истиной в последней инстанции, что особенно вызывает по меньшей мере недоумение в столь прекрасную эпоху плюрализма.
Церковь хочет воспитать в каждом прекрасного человека, прекрасного верующего. Но понимает ли она сама, кто есть верующий? Может, истинный верующий – другой, отличный от её, церковного, понимания? Вениамин – истинный верующий. Он – тот, кто беспрекословно и абсолютно точно (что, кстати, не мешает ему – то ли намеренно, то ли по неведению / по воле Божьей – подтасовывать цитаты) следует слову Божьему.
Он – дитя веры. И он поступает согласно своей вере, согласно библейскому тексту, слово в слово. Но здесь даже страшно не то, что его деяния в борьбе с греховностью (в его понимании и понимании Библии) становятся всё более опасными, а то, что толпа вокруг словно не против, молчит, ехидно хихикая и снимая очередную выходку Вениамина на телефон. Или же в страхе за несоблюдение учебного плана (выполняемого теми старухами, предавшими одну идею, идею прошлого, по которой теперь с тёплой ностальгией вспоминают) пытаются действия, нарушающие общественный порядок, не замечать, не придавать выходкам значения и скидывать всё на возраст, наркотики, преподавателя, а порой и находить в этих бесстыдствах полезное для себя зерно. Милая статья «Оскорбление чувств верующих» так, лишь незримо присутствует в картине (в сознании зрителя).
По фильму словно весь мир вокруг безумен (ремарка: стоит признать, в определённые моменты позиция Ученика на фоне толпы очень даже - как ни парадоксально - разумна). И разумны здесь только двое – Вениамин, лицо веры, лицо религии, и Елена Львовна, преподаватель биологии, лицо науки, лицо разума. Остальные же – та самая толпа – стадо, которое без пастыря - лишь кучка даже не овец, а крыс, мерзких свиней, о которых в своё время говорил жене главный герой "Дурака" Быкова. И, видимо, таковым и нужен пастырь, тот, кто всё знает, тот, кто карает и милует по своей прихоти. Тот, кто есть сама тоталитарная система. Всем дан выбор, слабые выбирают "опеку".
Игра в религию, традиции может обернуться боком многим (сам Вениамин праведным гневом обрушивается на священника; этот момент необходимо пересмотреть и всё законспектировать). И только борьба, порой бессмысленная, даже опасная (милая статейка 148 УК РФ всему придаёт дивную пикантность) способна вернуть миру разум. Борьба одного никогда не бессмысленна.
Немного о самом фильме. Это, без сомнения, один из самых актуальных фильмов (о) новой России 10-х гг. (при этом на фоне «Дурака» Быкова и «Левиафана» Звягинцева картина Серебренникова выглядит куда выигрышнее) И данный факт становится индульгенцией немногочисленным грешкам картины. Манипуляция, вышеуказанные схематичность и гротескность, топорность – всё это довольно невнятные аргументы «против». В то время как актёрская игра, операторская работа своим мастерством не позволяют отвлечься от темы, конфликта и заметить вышеназванные минусы.
Не хочется думать, что это фильм-предупреждение (слишком велика почесть), но - к сожалению - приходиться…