Найти тему
Цех

Как вы сами отдали свои данные корпорациям, и что теперь делать

Документальный фильм Netflix «Большой хак» (The Great Hack) подробно рассказывает, как так вышло, что вы (да, личны вы) отдали личные данные и оказались во власти корпораций. «Цех» пересказывает ключевые идеи фильма и дает рекомендации, как вернуть контроль за своими данными.

Кадр из фильма «Большой хак». Netflix
Кадр из фильма «Большой хак». Netflix

Вопрос цифровой грамотности населения сегодня стоит очень остро, но мало кто уже всерьез озадачился его решением. С одной стороны, все вроде понимают, что условный фейсбук знает всё о каждом, и ничего хорошего в этом нет, с другой — проблема кажется слишком абстрактной, чтобы долго о ней думать. После просмотра этого фильма вы, скорее всего, осознаете, насколько это важная задача. Правда, вопрос о том, можно ли глобально что-то с этим сделать остается открытым.

В фильме «Большой хак» рассказывают про деятельность британской компании Cambridge Analytica, которую обвиняют в использовании личных данных 50 миллионов пользователей фейсбука, чтобы повлиять на исход президентских выборов в США в 2016 году.

7 ключевых моментов фильма:

1. Современное законодательство западных стран не позволяет получить достоверные сведения о характере и объеме собираемых ими данных

Герой одной из самых интересных сюжетных линий «Большого хака» — профессор нью-йоркской Школы дизайна Дэвид Кэрролл. В течение всего фильма он безуспешно пытается добиться от компании Cambridge Analytica информации о том, какие его личные данные она собрала и использует. Кажется, что у Кэролла заведомо больше шансов на победу, чем у другого среднестатистического пользователя социальных сетей: гражданин США, у которого есть поддержка медиа и общества. Оказывается, это совершенно не так.

2. Иногда причина, по которой человек переходит на сторону абсолютного зла заключается в том, что условное «добро» не захотело оплачивать работу

Один из ключевых спикеров в фильме — Бриттани Кайзер. Свой карьерный путь она начинала стажером в избирательном штабе Барака Обамы, затем работала в Amnesty International, после стала директором по развитию бизнеса Cambridge Analytica. Именно она публично рассказала о деятельности компании и впоследствии основала общественное движение OwnYourData («Владейте своими данными»). «Люди Обамы и Хиллари Клинтон не хотели мне платить, а когда твоя семья теряет все деньги и дом, приходится работать на тех, кто платит», — говорит со злостью Кайзер.

3. Основатели Cambridge Analytica на протяжении всей своей работы публично озвучивали огромное количество компрометирующих данных

Если вырезать из фильма интервью бывших сотрудников компании и оставить лишь то, что было сказано и написано публично, можно заметить, что самые важные инсайды руководитель Cambridge Analytica Александр Никс говорил под запись — на отраслевых конференциях и во время интервью. В одной из презентаций компании сообщается, что на каждого из 230 миллионов американских избирателей она собрала как минимум 5 000 единиц личной информации.

4. Не все сотрудники Cambridge Analytica понимали масштаб происходящего. (Или не хотели об этом думать)

В фильме Бриттани Кайзер произносит фразу: «Не думала, что кто-то в мире узнает о Cambridge Analytica». На момент работы Кайзер в компании масштаб влияния Cambridge Analytica на судьбу стран был колоссальный. В то же время, вспоминая ночь, в которую был избран Дональд Трамп, она говорит: «Когда мы сидели перед мониторами и подсчитывали голоса, я, честно не думала, что некоторые из этих голосов принадлежат людям, которые увидели фэйковые новости, оплаченные Россией. Возможно, я просто хотела верить, что Cambridge Analytica — самые лучшие. В такое комфортно верить».

5. У больших компаний не всегда большие офисы

В начале фильма зрителям показывают помещения, где находился штаб Дональда Трампа. Довольно любопытно увидеть, что судьба одной из крупнейших экономик мира решалась в небольшой комнате с обычным городским пейзажем за окном. Тем более интересно, что на рекламу в фейсбуке в разгар деятельности предвыборный штаб Трампа тратил миллион долларов в день.

6. Самая легкая мишень для пропагандистов — люди, чьи взгляды «плавают»

«Основная стратегия заключалась в том, чтобы определить людей, которые рассматривают разных кандидатов, и рассказать им больше о нашем. Необходимо было подтолкнуть сомневающихся в нужную сторону», — говорит Бриттани Кейзер. И тут же оговаривается: «Это их собственный выбор. В конце концов, они же сами идут к урне для голосования и принимают решение».

7. Скандал с Cambridge Analytica показал многим, что Кремниевая долина — не всегда источник одного лишь добра

Журналист The Guardian Кэрол Кадволладер, которая писала о скандале с Cambridge Analytica, говорит: «До того момента гиганты высоких технологий были для всех милыми ребятами в толстовках, которые объединяют мир. Раньше они казались хорошими, а потом все поняли, что нужно задавать вопросы о их работе— что всё это такое и как устроено».

Как защитить свои данные. Советы от людей, которые (скорее всего) у вас их уже украли:

  • Если какое-либо приложение или сайт запрашивает у вас разрешение на использование геолокации или любых других данных, но при этом не объясняет подробно, зачем это нужно, не соглашайтесь.
  • Ни в коем случае не реагируйте на рекламные объявления, которые вы видите в социальных сетях. Любое действие передает коммерческим организациям ценные данные о вашем поведении.
  • Не стоит пользоваться публичными сетями Wi-Fi. В такие моменты существует огромное количество способов перехватить ваши данные. Если вы не готовы от этого отказаться, есть смысл поставить на ваш гаджет VPN.
  • Вообще, может это и кажется паранойей, но не помешает всегда пользоваться интернетом через VPN .
  • Покупать «умные» гаджеты — не самое умное решение. Используя их, вы добровольно отдаете огромный массив персональных данных.
  • Вспомните, когда вы последний раз меняли пароли в своих аккаунтах? Учитывая масштабы воровства логинов и паролей, скорее всего, ваши любимые сочетания кодовых слов уже давно в открытом доступе. Поменяйте их прямо сейчас.
  • Вбейте адрес своей электронной почты на сайте https://haveibeenpwned.com/ и проверьте, не взломали ли вас. (СПОЙЛЕР: взломали!)

Вячеслав Шушурихин

«Цех» — медиа о непрерывном образовании взрослых людей. Мы целиком захвачены идеей постоянного развития личности — профессионального, интеллектуального, эмоционального и даже духовного. Мы исследуем, как, чему и где лучше всего учиться и, главное, зачем. Если вам понравился этот материал, подпишитесь, пожалуйста, на нашу почтовую рассылку.