Документальный фильм Netflix «Большой хак» (The Great Hack) подробно рассказывает, как так вышло, что вы (да, личны вы) отдали личные данные и оказались во власти корпораций. «Цех» пересказывает ключевые идеи фильма и дает рекомендации, как вернуть контроль за своими данными.
Вопрос цифровой грамотности населения сегодня стоит очень остро, но мало кто уже всерьез озадачился его решением. С одной стороны, все вроде понимают, что условный фейсбук знает всё о каждом, и ничего хорошего в этом нет, с другой — проблема кажется слишком абстрактной, чтобы долго о ней думать. После просмотра этого фильма вы, скорее всего, осознаете, насколько это важная задача. Правда, вопрос о том, можно ли глобально что-то с этим сделать остается открытым.
В фильме «Большой хак» рассказывают про деятельность британской компании Cambridge Analytica, которую обвиняют в использовании личных данных 50 миллионов пользователей фейсбука, чтобы повлиять на исход президентских выборов в США в 2016 году.
7 ключевых моментов фильма:
1. Современное законодательство западных стран не позволяет получить достоверные сведения о характере и объеме собираемых ими данных
Герой одной из самых интересных сюжетных линий «Большого хака» — профессор нью-йоркской Школы дизайна Дэвид Кэрролл. В течение всего фильма он безуспешно пытается добиться от компании Cambridge Analytica информации о том, какие его личные данные она собрала и использует. Кажется, что у Кэролла заведомо больше шансов на победу, чем у другого среднестатистического пользователя социальных сетей: гражданин США, у которого есть поддержка медиа и общества. Оказывается, это совершенно не так.
2. Иногда причина, по которой человек переходит на сторону абсолютного зла заключается в том, что условное «добро» не захотело оплачивать работу
Один из ключевых спикеров в фильме — Бриттани Кайзер. Свой карьерный путь она начинала стажером в избирательном штабе Барака Обамы, затем работала в Amnesty International, после стала директором по развитию бизнеса Cambridge Analytica. Именно она публично рассказала о деятельности компании и впоследствии основала общественное движение OwnYourData («Владейте своими данными»). «Люди Обамы и Хиллари Клинтон не хотели мне платить, а когда твоя семья теряет все деньги и дом, приходится работать на тех, кто платит», — говорит со злостью Кайзер.
3. Основатели Cambridge Analytica на протяжении всей своей работы публично озвучивали огромное количество компрометирующих данных
Если вырезать из фильма интервью бывших сотрудников компании и оставить лишь то, что было сказано и написано публично, можно заметить, что самые важные инсайды руководитель Cambridge Analytica Александр Никс говорил под запись — на отраслевых конференциях и во время интервью. В одной из презентаций компании сообщается, что на каждого из 230 миллионов американских избирателей она собрала как минимум 5 000 единиц личной информации.
4. Не все сотрудники Cambridge Analytica понимали масштаб происходящего. (Или не хотели об этом думать)
В фильме Бриттани Кайзер произносит фразу: «Не думала, что кто-то в мире узнает о Cambridge Analytica». На момент работы Кайзер в компании масштаб влияния Cambridge Analytica на судьбу стран был колоссальный. В то же время, вспоминая ночь, в которую был избран Дональд Трамп, она говорит: «Когда мы сидели перед мониторами и подсчитывали голоса, я, честно не думала, что некоторые из этих голосов принадлежат людям, которые увидели фэйковые новости, оплаченные Россией. Возможно, я просто хотела верить, что Cambridge Analytica — самые лучшие. В такое комфортно верить».
5. У больших компаний не всегда большие офисы
В начале фильма зрителям показывают помещения, где находился штаб Дональда Трампа. Довольно любопытно увидеть, что судьба одной из крупнейших экономик мира решалась в небольшой комнате с обычным городским пейзажем за окном. Тем более интересно, что на рекламу в фейсбуке в разгар деятельности предвыборный штаб Трампа тратил миллион долларов в день.
6. Самая легкая мишень для пропагандистов — люди, чьи взгляды «плавают»
«Основная стратегия заключалась в том, чтобы определить людей, которые рассматривают разных кандидатов, и рассказать им больше о нашем. Необходимо было подтолкнуть сомневающихся в нужную сторону», — говорит Бриттани Кейзер. И тут же оговаривается: «Это их собственный выбор. В конце концов, они же сами идут к урне для голосования и принимают решение».
7. Скандал с Cambridge Analytica показал многим, что Кремниевая долина — не всегда источник одного лишь добра
Журналист The Guardian Кэрол Кадволладер, которая писала о скандале с Cambridge Analytica, говорит: «До того момента гиганты высоких технологий были для всех милыми ребятами в толстовках, которые объединяют мир. Раньше они казались хорошими, а потом все поняли, что нужно задавать вопросы о их работе— что всё это такое и как устроено».
Как защитить свои данные. Советы от людей, которые (скорее всего) у вас их уже украли:
- Если какое-либо приложение или сайт запрашивает у вас разрешение на использование геолокации или любых других данных, но при этом не объясняет подробно, зачем это нужно, не соглашайтесь.
- Ни в коем случае не реагируйте на рекламные объявления, которые вы видите в социальных сетях. Любое действие передает коммерческим организациям ценные данные о вашем поведении.
- Не стоит пользоваться публичными сетями Wi-Fi. В такие моменты существует огромное количество способов перехватить ваши данные. Если вы не готовы от этого отказаться, есть смысл поставить на ваш гаджет VPN.
- Вообще, может это и кажется паранойей, но не помешает всегда пользоваться интернетом через VPN .
- Покупать «умные» гаджеты — не самое умное решение. Используя их, вы добровольно отдаете огромный массив персональных данных.
- Вспомните, когда вы последний раз меняли пароли в своих аккаунтах? Учитывая масштабы воровства логинов и паролей, скорее всего, ваши любимые сочетания кодовых слов уже давно в открытом доступе. Поменяйте их прямо сейчас.
- Вбейте адрес своей электронной почты на сайте https://haveibeenpwned.com/ и проверьте, не взломали ли вас. (СПОЙЛЕР: взломали!)
Вячеслав Шушурихин
«Цех» — медиа о непрерывном образовании взрослых людей. Мы целиком захвачены идеей постоянного развития личности — профессионального, интеллектуального, эмоционального и даже духовного. Мы исследуем, как, чему и где лучше всего учиться и, главное, зачем. Если вам понравился этот материал, подпишитесь, пожалуйста, на нашу почтовую рассылку.