Найти тему
Русская Галерея

Моне и Мане: история дружбы мастеров импрессионизма

Путаница фамилий двух признанных мастеров — Клода Моне и Эдуара Мане стала шутливым символом всего импрессионизма. Существует забавная подсказка “ Моне — пятна, Мане — люди”, но такое хитрое правило работает не всегда. Сходство фамилий — лишь очевидный повод сравнить этих непохожих художников.

Судьба сталкивала их с самого начала. На Салоне 1965 года Эдуар Мане презентовал публике свою “Олимпию”. Обнаженная, мертвецки бледная девушка должна была принести ему успех и славу. Поздравления были — только поздравляли Мане с успешными морскими пейзажами, которые он не писал. Мане был в бешенстве: какой-то самозванец, пользуясь сходством фамилий, пытается заработать на его имени!

Олимпия. Эдуар Мане
Олимпия. Эдуар Мане

“Самозванцем” был Клод Моне, дебютировавший на выставке. Он еще не использовал революционные решения в живописи, писал драматические облака и живописные морские гавани. “Олимпия” на том Салоне заслужила лишь негативные отклики и ругательства. Тогда они и представить не могли, что спустя много лет будут друзьями.

Клода Моне сегодня называют основателем импрессионизма, но в конце 19 века эта слава принадлежала Эдуару Мане. Последователей нового течения в живописи пренебрежительно называли “бандой Мане”, а сам он мечтал избавиться от титула небрежного титула “короля импрессионистов”.

Эдуар Мане был революционером. Его “Завтрак на траве” стал вызовом: зрители на выставке 1863 года стыдливо перешептывались и хохотали до слез, глядя на обнаженную спутницу светских мужчин. Спустя пару лет Моне в знак уважения напишет свою версию “Завтрака на траве”.

Спустя годы, когда Моне будет нищенствовать, Мане будет посылать ему деньги и списывать многолетние долги. В 1874 году Мане находит для Моне домик на берегу Сены, в Аржантее — так они стали практически соседями. Так появилась на свет еще одна пара картин, которые станут примером для хрестоматийного сравнения творчества этих художников.

Когда спустя 6 лет после смерти Мане во Франции появился американский коллекционер, захотевший купить “Олимпию”, Моне на полгода оставил живопись. Он устроился работать бухгалтером и пиар-специалистом, организовал сбор средств — чтобы сохранить наследие друга для своей страны.