Найти тему
Морская коллекция

Легкие крейсера. Принц,писатель и адмирал."Принсипе Альфонсо".

Развитие крейсерской программы Испании после долгостроев по британскому типу С ("Мендес Нуньес")продолжило развитие в русле реплик английских легких крейсеров периода Первой мировой войны.

По программе 1915 была запланирована постройка еще двух крейсеров типа "Мендес Нуньес",реально заложен был «Принсипе Альфонсо» .В 1919 и так неторопливая постройка из-за занятости английских конструкторов и поставщиков комплектующих была приостановлена до доработки проекта с учетом опыта войны. На этот раз выбор пал на британскую серию "Е". На ее базе под руководством конструктора "Дредноута" сэра Филипа Уоттса в 1921 удалось создать испанскую версию -проект " F ". Два таких корабля(второй- «Альмиранте Сервера» ) в соответствии с законом от 01.11.1922 г. были заказаны 14.07.1922 г. Третий крейсер "Мигель де Сервантес" был построен в соответствии с указом от 31.03.1926 и был заказан 4.07.1926. Все крейсера построены фирмой «Сосьедад Эспаньола де Конструксьон Наваль» в Эль-Ферроле.

Исходный проект был значительно доработан-изменение расположения котлов позволило ограничиться двумя трубами,выросла скорость и улучшилась мореходность. На испытаниях «Альфонсо» превысил 34,7 узла, а «Сервантес» 35,6.Главный калибр размещался в трех двухорудийных и 2-х одноорудийных башнях. Современную систему управления поставил "Виккерс" .Для своего класса и на начало 20-х крейсера были вполне достойно забронированы. 76-мм бронепояс закрывал 40% длины корпуса в районе силовой установки,на оконечностях утончаясь до 51 мм и 38 мм. В эксплуатации крейсера зарекомендовали себя хорошими ходовыми и мореходными качествами.

На некоторое время испанцы стали обладателями одних из самых современных легких крейсеров в мире-ибо в 20-е годы ведущие морские державы почти ничего не строили.А для испанского флота они вообще стали самыми совершенными легкими крейсерами.

Наименования корабли получили в честь знаменитых испанцев-от наследника престола до автора "Дон Кихота".

Принсипе Альфонсо -в честь наследника престола принца Альфонсо (1907—1938), граф Ковадонга, гемофилик, был дважды женат, детей нет;
Миге́ль де Серва́нтес Сааве́дра ( Miguel de Cervantes Saavedra; предположительно 29 сентября 1547, Алькала-де-Энарес — 22 апреля1616[⇨], Мадрид) — всемирно известный испанский писатель. Прежде всего, известен как автор одного из величайших произведений мировой литературы — романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский».
Паскуа́ль Серве́ра-и-Топе́те ( Pascual Cervera y Topete; 18 февраля 1839, Медина-Сидония — 3 апреля 1909, Пуэрто-Реаль) — испанский адмирал. Проиграл американцам битву при Сантьяго де Куба в 1898 практически всухую.

Всего на верфи в Эль Фероль построено 3 единицы: «Принсипе Альфонсо» (Principe Alfonso), «Альмиранте Сервера» (Almirante Cervera), «Мигель де Сервантес» (Miguel de Cervantes). Наиболее совершенные лёгкие крейсера Испании, развитие британского проекта «E».

"Принсипе Альфонсо " Príncipe Alfonso с 4.1931- Libertad,с 3. 1939-Galicia заложен 1 февраля 1917 года, спущен на воду 27 июля 1922 года,вступил в строй 30 августа 1925 года,исключен 1970.

"Альмиранте Сервера" Almirante Cervera заложен 25 ноября 1922 года , спущен на воду 16 ноября 1925 года, вступил в строй май 1927 года,исключен 1965

"Мигель де Сервантес" Miguel de Cervantes заложен 27 августа 1926 года , спущен на воду 17 мая 1929 года ,вступил в строй 10 февраля 1930 года ,исключен 1964

Водоизмещение-Стандартное — 7475 т, полное — 9237 т .Длина 166,12/176,63 м. Ширина 16,46 м .Осадка 6 м.
Бронирование-Борт — 76…50…25 мм;
палуба — 25…50 мм;
орудийные щиты — 12,7 мм;
рубка — 102 мм
Двигатели- 4 ТЗА Parsons, 8 котлов "Ярроу" ,80 000 л. с. Скорость хода 33 узла .Дальность плавания 5000 морских миль на 15 узлах. Экипаж 564 человека .Вооружение-3 × 2 и 2 × 1 — 152-мм/50, Зенитная артиллерия-4 × 1 — 102-мм/45, 2 × 1 — 47-мм/50. Минно-торпедное вооружение-Четыре трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата. Все данные на момент вступления в строй.

В 1940 – 1944 гг. «Galicia», а «Miguel de Cervantes» в 1940-1946 гг. прошли модернизацию.

водоизмещение стандартное — 7,5 тыс. т; полное – 9,2 тыс. т; длина – 166 м, ширина – 16 м; осадка – 6 м; скорость – 33 узл.; энергетические установки — 4 паротурбинных установки и 8 паровых котлов; мощность – 80 тыс. л.с.; запас топлива – 1,7 тыс.т. нефти; дальность плавания – 5 тыс. миль; экипаж – 560 человек. Бронирование: пояс – 76 мм; оконечности – 50 — 25 мм; палуба – 25 — 50 мм; рубка – 152 мм, орудийные щиты – 12,7 мм. Вооружение «Almirante Cervera»: 3х2 и 2х1 — 152-мм орудия; 4х1 – 105-мм орудия, 4х1 — 20-мм зенитных автомата, 4х3 – 533-мм торпедных аппараты. Вооружение «Galicia», «Miguel de Cervantes»): 4х2 – 152-мм орудия, 8х2 – 37-мм зенитных автоматов, 5х4 – 20-мм зенитных автоматов, 4х3 – 533-мм торпедных аппараты, катапульта и гидросамолет («Miguel de Cervantes»).

Модернизации: конец 1936 г., Либертад : + 4 х 2 - 13,2 / 76
11/1936,
Альмиранте Сервера : + 1 х 1 - 20/65 С / 30

4/1938, Альмиранте Сервера : - 4 х 1 - 102/45, 2 х 1 - 47/50; + 4 x 1 - 105/42 SK C / 32, 3 x 1 - 20/65 C / 30

к весне 1939 года, Галисия : - 1 х 1 - 102/45, 2 х 1 - 47/50; + 2 x 1 - 76/35 Vickers FF, 2 x 1 - 40/56 Bofors M1936, 1 x 2 - 25/60 M1938, 4 x 1 - 20/70 Oerlikon M36

к весне 1939 года Мигель де Сервантес : - 1 х 1 - 102/45, 2 х 1 - 47/50; + 2 x 1 - 76/35 Vickers FF, 1 x 1 - 40/56 Bofors M1936, 2 x 1 - 20/70 Oerlikon M36

1943, Альмиранте Сервера : + 4 x 2 - 37/80 SK C / 30, водоизмещение 7976/9660 т

1940-12 / 1944, SECN, El Ferrol), Галисия ; (1940-4 / 1946, SECN, El Ferrol), Мигель де Сервантес : новое вооружение состояло из 4 x 2 - 152/50 Vickers Mk U, 8 x 2 - 37/83 SK C / 30, 5 x 4 - 20 / 65 C / 38, 2 x 3 - 533 TT; Мигель де Сервантес дополнительно получил катапульту (1 He 114 гидросамолет); водоизмещение составило 8051/9748 т, 31,5 узл., 1567 т нефти, 4000 (на 15 узлах )миль, экипаж 781.

1957, Галисия, Мигель де Сервантес : - 2 х 3 - 533 ТТ; + радары

1957 год,
Альмиранте Сервера : - 4 х 3 - 533 т; + радары

конец 1950-х, Альмиранте Сервера : - 4 х 1 - 105/45; + 4 x 2 - 37/83 SK C / 30

Франкистский мятеж разделил систершипы,разведя их по разные стороны фронта. Альмиранте Сервера 21.07.1936 был захвачен мятежниками в доке Эль-Фероля во время ремонта. Экипажи Либертад и Мигель де Сервантес 19.07.1936 г перешли на сторону Республики.

Первым заданием республиканского флота стала блокада Сеуты-чтобы пресечь переброску марокканских войск в Испанию. Франкисты в свою очередь "купили" у итальянцев вместе с экипажем подводную лодку Evangelista Torricelli ,которая 22.11.1936 торпедировала Мигель де Сервантес в Картахене .Силовая установка была повреждена двумя торпедами и до марта 1938 крейсер был в ремонте. 3 марта 1939 остатки республиканского флота ушли во французскую Бизерту,где 5 марта были интернированы,а 31 марта переданы фашистам.

Из-за изношенности механизмов оба корабля сразу перевели в резерв и разоружили. "Либертад" естественно сразу переименовали в "Галисию". С 1940 в Эль Ферроле начался капитальный ремонт с полной модернизацией.

Самые современные легкие крейсера Испании прошли модернизацию в 1940-46 гг. На "Альфонсо" и "Галисии " установили вместо средней 152 мм башни катапульту для гидросамолета,а одинарные башни заменили на спаренные.ПВО полностью обновили- 8 90 мм пушек и 20 20мм автоматов,торпедные аппараты были демонтированы.Водоизмещение в итоге выросло до 8250 ст. и 9900 т. полного.

А вот "Серверу" назначили крейсером ПВО- четыре 105-мм орудия, восемь 37-мм и четыре 20-мм автомата с соответствующим ростом водоизмещения до 8000 ст. и 9660 т. полного.

Великолепные крейсера ,с учетом "каникул" 20-х годов одни из самых современных в мире,достаточно сбалансированные по характеристикам и качественно изготовленные.Лучшие легкие крейсера Испании.

Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-

Линейные крейсеры.

Линейные корабли.

Тяжелые крейсеры.

Броненосцы береговой обороны.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам