Найти тему
Кирилл Козвонин

Как помочь своему ребенку учиться

Обычно при словосочетании "помочь ребенку учиться" возникает образ уставшего родителя, сидящего рядом со своим чадом. И оба они окружены облаком тоски и безнадежности от нерешаемой задачи или насмерть замучены стихотворением.

Вместо этого мрачного опыта, который переживал каждый родитель, есть возможность создать принципиально другие опыты и переживания у самого себя и своего ребенка. Опыты познания нового, переживания открытий и исследований нового. Мой небольшой, полугодовой опыт частного преподавания говорит о том, что каждый из нас в самом деле может очень сильно помочь своему ребенку учиться. Это сблизит вас с вашим ребенком, несомненно повысит его доверие и уважение к вам. Ниже, в статье, я приведу собранный мною опыт, который позволил заметно улучшить успеваемость и понимание предметов моим собственным детям и ученикам, проходящим у меня обучение. Я назвал это "опорные точки или области".

"Первая точка" - это язык предмета. В современной школьной программе урезаны часы, отведенные для освоения понятийного аппарата, недостаточно уделено времени и внимания педагога на термины, понятия, смыслы, и взаимосвязи. В результате, не освоение базовых понятий "числитель", "знаменатель", "делимое", "частное", "отношение", "плотность" и т.д. приводит к тому, что затем ученик не понимает объяснений учителя на уроке совсем, или большую часть. Чаще всего ребенок постесняется спросить и уточнить, опасаясь насмешек других учеников. Уделив время именно этому, и разобрав со своим ребенком базовые понятия, вы очень поможете ему в освоении предмета. Это не займет много времени, но создаст качественную разницу.

"Вторая точка" - это набор базовых знаний, которые надо выучить наизусть. Ежедневно спрашивая таблицу умножения или задавая небольшие задачи на знание формул, вы поможете своему ребенку освоить "несгораемый запас" алгебры, геометрии, физики, химии. Аргумент "все можно узнать из Гугла" совершенно тупиковый, так как даже вопрос "гуглознатоки" не могут сформулировать. Также ежедневная тренировка в решении придаст уверенности и улучшит результаты на контрольных и экзаменах.

"Третья точка" - это умение самому добывать информацию и знания. Я заметил, что этот навык совершенно отсутствует у современных школьников. Программа построена так, что практически нет навыка исследователя, и ученики все время двигаются в фарватере учителя, повторяя и копируя. Нет навыка самостоятельной работы с учебниками и справочниками. В этой области слабость понятийного аппарата, неуверенность, нетвердость в этих знаниях приводит к невозможности делать логические рассуждения и выводы при изучении нового материала. Вспомните свой институтский опыт сдачи экзаменов и зачетов, и поделитесь этим опытом со своим ребенком. Начав изучать предмет самостоятельно, ваш ребенок может начать двигаться с опережением по предмету, и тогда объяснение учителем в школе будет гораздо более интересным и ценным.

Возможно, вы обнаружите и четвертую, и пятую точку, которая подойдет именно вашему ребенку. Чаще разговаривайте с ним, и это откроет новые возможности в ваших отношениях.

В заключении, хочу привести три аспекта в образовании, на которые стоит обратить внимание:

1. Знания, информация, навыки, умения.

2. Система убеждений, связанных с умением и способностью учиться.

3. Дисциплина занятий и самоподготовки.

Желаю успеха и результатов,

с уважением Кирилл Козвонин