Книг становится все больше, а читателей – все меньше. Мы покупаем новые вкусно пахнущие типографской краской томики, но так никогда их и не открываем. Что делать с этой антибиблиотекой?
Августовский опрос ВЦИОМ показал: россияне покупают больше книг, чем читают - 88% против 53 %. Чего нам не хватает – времени, сил, желания или дело в чем-то другом?
У японцев есть для этого даже специальный термин – цундоку: упрощенное сочетание слов «цунде» (нагромождение вещей), «оку» (оставлять на потом) и «доку» (читать). Почему этот периметр невежества очень важен и как его использовать?
Антибиблиотека – показатель кругозора
Проблема не так нова, как кажется. Еще в Средние века один испанский поэт писал:
Кто книг без счета накупил, но ни одной не прочитал,
С безногим схож, что на стене портрет ноги нарисовал:
Один надеется ходить своей рисованной ногой,
другой уверен – в один миг он поумнеет сам собой.
Значит, уже в то время подобный феномен был, во-первых, хорошо известен, а во-вторых – достаточно популярен. Иначе с чего высмеивать далеко не типичное явление?
Но цундоку – все-таки немного иное, его можно еще обозначить как антибиблиотеку, о которой писал учёный, философ и статистик Н.Н. Талеб. Он придерживался идеи о том, что непрочитанные книги важнее уже усвоенного знания, ведь они показывают широту вашего кругозора. Антибиблиотека – это те книги, которые должны быть под рукой на случай, если у вас появится время и возможность углубиться в тему. Их должно быть настолько много, насколько позволяет ваш доход, ведь это наглядная демонстрация вашего периметра невежества.
Чем большим количеством тем вы интересуетесь, чем больше знаний усваиваете, тем больше становится периметр вашего участка знаний в лесу невежества. Наглядно потрогать, сколько всего вам еще неизвестно, но хотелось бы узнать – интересная возможность. Она мотивирует потихоньку осваивать новые горизонты: пядь за пядью, полка за полкой. Или просто окинуть их взглядом и признать, вслед за Сократом, что вы знаете только одно: что вы ничего не знаете.
Парадоксально: люди покупают кучи книг, чтобы стать умнее, но в итоге понимают, сколь много им еще неизвестно.
Почему мы покупаем книги, которые не успеваем прочесть?
Во-первых, маркетологи издательств недаром едят свой хлеб. Очень часто покупка совершается под влиянием момента, удачной выкладки книг в книжном магазине, отличной пиар-акции. Согласно недавнему опросу ВЦИОМ, по мнению подавляющего большинства россиян, книга – отличный подарок (73%). Большинство тех, кто так считает, дарят книги своим детям (51%), друзьям (48%), родным (41%), коллегам (28%), знакомым (15%). Многие выбирают книги, которые могут показаться интересными близким людям.
Во-вторых, существуют читатели, круг интересов которых чрезвычайно широк. Они хотят узнать обо всех современных трендах и последних открытиях, а таковых немало, и объять необъятное оказывается не в человеческих силах. Спасает только ограниченная площадь квартиры и лимит на покупку книг.
Что интересно, россияне, по данным ВЦИОМ, по-прежнему предпочитают традиционные бумажные книги (53%). При этом чаще читают их женщины (59%), молодежь в возрасте от 18 до 24 лет (83%) и от 25 до 34 лет (61%), а также люди с высшим образованием (68%).
Больше всего книг прочитывают россияне старше 60 лет (в среднем 7 книг за три месяца) и те, кто не пользуются интернетом (9 книг за три месяца). Чаще всего читатели выбирают книги по истории, биографии и исторические романы (30%), книги для детей (28%), учебную и профессиональную (28%). Наиболее популярными оказались также детективы, книги по домоводству и приусадебному хозяйству (22%), фантастика (21%) и классическая русская и зарубежная литература (20%).
В-третьих, некоторые читают медленно. Можно порекомендовать курсы скорочтения, но интенсивный темп усвоения информации подходит далеко не во всех случаях. Кроме того, некоторые люди любят смаковать понравившегося автора не торопясь, перечитывая особо понравившиеся фрагменты снова и снова. И это нехудший метод усвоения материала.
В-четвертых, на чтение зачастую не хватает сил и времени. Для того чтобы осилить профессиональную литературу, найти время на художественную или на полезную для собственного личностного роста, требуется это время откуда-то взять.
Очередной опрос читателей свидетельствует: люди предпочитают ходить на вечеринки с друзьями, смотреть телевизор или уделять время любимым людям. Более чем у половины жителей России к чтению художественной литературы прохладное отношение – ее читают несколько раз в год (27%) или не читают вовсе (28%). Если в целом доля опрошенных, никогда не читающих художественную литературу от 1994-го года к 2019-му снизилась, но некритично, то доля жителей России, которые читают её ежедневно или еженедельно, сократилась довольно существенно – вдвое: с 23% до 14% и с 26% до 14% соответственно.
По мнению специалистов ВЦИОМ, все дело в том, что социальные сети и интернет сильно потеснили книги как источник информации. Молодежь от 18-24 лет в среднем читают 3,56 книг за три месяца, тогда как респонденты старше 60 лет – около 5,28 книг. Возможно, дело в том, что пенсионеры просто могут выделить на чтение больше времени.
Книга – признак элиты или побродяжка?
В советское время наши родители и бабушки, скрупулезно по книжечке собирая собрания сочинений классиков в домашние библиотеки, говорили: «Не успели мы, прочитают наши дети». Книги демонстрировали статус владельца, были своего рода инвестициями в будущее: «Да у него там не одна «Волга» стоит!», - сплетничали про нашего соседа, который предпочитал тратить свои доходы исключительно на пополнение книжных полок. И действительно, цена книг была сопоставимой со стоимостью автомобиля «Волга».
Сегодня рассчитывать на то, что книги родителей пригодятся детям, не приходится. Каждое следующее поколение читает меньше предыдущего, что и понятно – возникло множество других каналов усвоения информации. А чтение – что ж, чтение лишь одно из занятий, для кого-то жизненно необходимое, а для кого-то утомительное.
Книг становится все больше, рынок по свидетельству издательств перенасыщен, он все сильнее сегментируется: у одной книги может быть 5-6 читателей и это уже считается немало. Возникают литературные премии, которые поддерживают форматы и жанры, изначально не рассчитывающие на популярность, например, Всероссийский литературный конкурс «Голос Севера» (о жизни, быте, традициях и обычаях коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока).
В литературных лесах нужно ходить
Теперь не читатели борются за возможность прочесть книгу того или иного автора, а авторы сражаются за читателей. Тем не менее книги находят тех, для кого написаны, иногда самым удивительным образом, например, на лавочке в сквере или на полках антикафе.
Буккроссинг, бывший чрезвычайно популярным в 2000-х гг., и сейчас не сдает своих позиций. Любой человек может прочитать книгу и оставить ее в общественном месте, чтобы кто-то другой обнаружил ее и тоже прочитал, а потом повторил те же самые действия. Следить за «путешествием» книги можно через специальные страницы в сети.
Эту идею предложил в 2001 году специалист по интернет-технологиям Рон Хорнбекер и через несколько месяцев на его сайте зарегистрировались более 300 активных пользователей, которые отправляли книги в путешествие и привлекали новых участников.
Одна моя знакомая таким образом наткнулась на книгу об открытии собственного бизнеса и неожиданно заинтересовалась, хотя прежде никому не говорила о своих мечтах. Она сочла эту «встречу» знаком свыше и решилась на открытие своего бизнеса в сфере дизайна. О чем не пожалела.
Сегодня домашние библиотеки снова становятся показателем статуса, а наличие времени на чтение – новым признак элиты. В определенном плане такие библиотеки являются своего рода вложением в свой личностный рост. Проблема в том, что потенциал нередка так и остается на уровне нереализованной возможности, но и в этом случае от него есть польза.
Специалисты, которые дают советы по организации домашнего хозяйства обычно рекомендуют перетряхивать шкафы и периодически выбрасывать неиспользуемые вещи. С книгами стоит поступать не таким же, но схожим образом: библиотеку периодически надо перебирать, чтобы она не превращалась в предмет интерьера.
В литературных лесах стоит бродить, прореживать их, пересаживать деревья, менять ландшафт: что-то отдать в библиотеку или отправить по путям буккроссинга, что-то поменять местами, вытащить на первый план авторов, которые таились в третьем ряду. Случайно открыть забытый фолиант и неожиданно зачитаться, ведь книга, как собеседник – сегодня ты не хочешь с ним общаться, а завтра вы чувствуете, что просто созданы друг для друга. И не забудьте про проверенный способ гадания по книге: загадайте вопрос, на который хотите получить ответ, возьмите книгу, назовите страницу и номер строки, которая станет ответом.
Разрешите книгам жить вместе с вами, участвовать в вашей жизни. А может, и не только в вашей – дети, которые растут в окружении книг, перестают их бояться. Книги уже не кажутся им чуждыми представителями отжившей культуры, они становятся близкими и понятными соседями, а то и – чем черт не шутит! – друзьями и помощниками.
(!) Подписывайтесь на наш канал в Дзен>> Филипп Богачев