И бонусный список вопросов в конце.
— Да он целый день в своём планшете! – возмущалась ухоженная женщина под 40. Крупные серьги в ее ушах тряслись от негодования.
— Хоть бы чем интересовался, а тут все игры эти дурацкие. Я ему и Лего покупала, где нужно робота собирать, и на курсы программирования водила – ничего этому оболтусу не нужно. Дворником станет, и поделом.
Пообщавшись с одиннадцатилетним Елисеем, которому мама пророчила мрачное будущее, я была поражена - этот мальчик никак не походил на то, как его описала мать. Любит читать, даже сам немного пишет (мне не показал, стесняется), интересуется химическими опытами («только когда мамы нет, а то она ругается») и зрело рассуждает.
Так почему же мать видит его совсем иначе? Это типичная проблема коммуникации - она живет не с сыном, а с его образом. А между реальным родителем и ребёнком коммуникации нет - мама общается лишь с образом ребёнка в своей голове.
Это приводит к разобщению, сын закрывается - а кому понравится, когда на тебя постоянно наезжают?
Тоже уверены, что ваш школьник оболтус и двоечник? Попробуйте поболтать с ним по-настоящему!
Как говорить со школьником, чтобы не получать односложных ответов?
- Спуститесь с пъедестала мудрого родителя. Хотя бы на пять минуточек! Представьте, что общаетесь со своим другом или, на худой конец, с ребёнком друзей – так вы не съедете на накатанные рельсы нравоучений.
- Будьте готовы услышать нечто шокирующее. Взгляды ребёнка могут сильно отличаться от ваших. Будьте готовы воспринимать без осуждения все, что он скажет. Если тяжело, думайте о том, что это всего лишь на одну беседу (~1 час).
- Не пытайтесь молодиться. Выучить «модные» слова и веяния - плохая идея. Ваш ребёнок точно разбирается в этом лучше и быстро вас раскусит. Зато как ему понравится рассказать про что-то, чего вы не знаете!
- Поставьте себя на место ребёнка: например, представьте, что говорите с начальником. На какие его вопросы вы готовы искренне ответить? Какие воспримите как укор? Какие посчитаете неприемлемыми?
- Задавайте открытые вопросы. Открытым называют вопрос, на который невозможно ответить «да» или «нет» (а ещё «нормально», «ничего», «ок»). Открытый вопрос должен быть интересен собеседнику, заставить его задуматься.
- Обескураживайте. Спросите что-то неожиданное, свежее. Например, «Как думаешь, акула сильнее льва? А почему».
- Не настаивайте. Если ребёнок уходит от беседы, попробуйте наладить контакт в следующий раз.
Я не могу придумать ничего обескураживающего. Что делать?
У советского юмориста Аркадия Аверченко есть замечательные рассказы про детей. Они короткие, но емкие: он прекрасно раскрывает ход детской мысли. Очень советую тем, кто не знает, как начать беседу с ребёнком. Или попробуйте вопрос из этого списка.
Вопросы, которые нельзя оставить без ответа:
- Как думаешь, что нам сегодня приготовить на ужин?
- Интересно, змея умрет, если ужалит сама себя?
- Как человек понимает, как нужно ходить?
- Почему голуби не едят воробьев?
- Как думаешь, инопланетяне существуют?
- Ты веришь в снежного человека?
- Интересно, что будет, если положить яйцо в кислоту?
- Как «работают» хищные растения?
- Интересно, как моют голову в космосе?
- За что ты любишь печенье? А какое твоё самое любимое?
Не обязательно знать «правильный» ответ - порассуждайте вместе с ребёнком. Поверьте, вы отлично проведёте время и сами ненадолго вернётесь в детство!