Продолжаем обозревать красоты Огородной слободы (1, 2)!
Подавляющее большинство фотографий дореволюционной Москвы, которые сегодня кочуют из книги в книгу, из альбома в альбом, из хрестоматии в хрестоматию, сняты всего двумя людьми, для каждого из которых фотографии была не более чем забавным хобби. О них-то сегодня и поговорим!
Эмилий Готье-Дюфайе (1863-1922?), как нетрудно догадаться, был из семьи французского происхождения. Изначально в роду занимались в основном торговлей (и даже держали модный магазин на Кузнецком мосту), но к концу XIX века семейные дела были связаны с добычей полезных ископаемых, металлургией, кредитованием.
Однако сам Эмилий преумножению капиталов предпочитал занятия благотворительностью, науками и искусствами. Так, он был членом Археологического общества (некоторое время даже возглавлял его), занимался собранием древних предметов и старинных книг.
Именно по заказу общества Готье-Дюфайе сделал несколько сотен фотографий с наиболее примечательными видами города. Благодаря этому мы можем судить об облике многих не несуществующих ныне домов, церквей, школ, фабрик и даже целые улицы.
Большая часть фото сделана в 1910-е годы.
Вскоре после революции Эмилий Владимирович покинул Россию...
***
Другой человек, которому мы бесконечно благодарны за создание сотен фотографий, тоже не был профессиональным фотографом. Более того, он был банкиром! Николай Найденов (1834-1905) происходил из богатой семьи московских купцов.
Найденовы занимались торговлей и активно инвестировали в текстильную, нефтедобывающую, строительную отрасли, причем инвестировали удачно, благодаря чему их состояние непрерывно росло.
Сам Николай Александрович при этом много и охотно жертвовал, причем в первую очередь на образовательные проекты. Благодаря его стараниям в 1860-е годы в Москве начались многочисленные исследования истории, топонимики, географии, архитектуры Москвы. Найденов профинансировал издание 15 альбомов, в которые вошло около 800 фотографий и фотогравюр.
Как и созданные чуть позже фотоколлекции Готье-Дюфайе, эти альбомы сегодня являются бесценными историческими памятниками-документами, зафиксировавшими облик и жизнь Москвы конца XIX века. В собрании Найденова есть виды всех(!) существовавших на момент съемки московских церквей, монастырей, часовен.