Ассоциация европейского бизнеса подвела итоги первых пяти месяцев 2019 года. Результаты оказались неутешительными: по сравнению с прошлым годом продажи автомобилей в России упали на 2,2%. В абсолютных величинах падение составило 15 300 единиц — 677 570 против 692 870 годом ранее. Однако агентство «Автостат» заявляет, что в премиум-классе никакого снижения нет, более того, с января по май наши соотечественники приобрели почти 60 000 люксовых машин, что на 2,8% больше, чем в 2018 г. На первый взгляд может показаться, что премиальный сегмент становится флагманом потенциального роста всего авторынка. Но более глубокий анализ показывает, что приведенные цифры довольно обманчивы и могут свидетельствовать о начале развития диаметрально противоположной тенденции.
Закономерное снижение после активного роста?
На самом деле само по себе снижение на 2,2% ни о чем не говорит. Это вполне можно было бы расценить как обычную коррекцию: в период 2017–2018 гг. авторынок рос довольно активно: если брать для сравнения периоды с января по май, то в 2018 г. прирост составил целых 20%. И это несмотря на сложившееся убеждение, что продажи автомобилей снижаются все последние годы.
Такой рост был вполне закономерен: в 2017 г. правительство ввело целый ряд программ, значительно стимулировавших потребительский спрос:
- льготное кредитование — сумма кредита была увеличена с 750 000 до 1 450 000 руб., что автоматически расширило действие программы на популярные иномарки российской сборки;
- «Первый автомобиль» — скидки для граждан, приобретающих собственное транспортное средство впервые;
- «Семейный автомобиль» — скидки на первый взнос по кредиту для покупателей с двумя и более несовершеннолетними детьми;
- «Русский тягач», «Русский фермер» и «Свое дело» — льготы при покупке в лизинг коммерческого транспорта.
Настораживающие тенденции
На этом можно было бы и остановиться и объявить небольшое снижение затишьем перед бурей: рынок готовится к очередному циклу роста, драйвером которого будет сегмент лакшери. Но есть одна деталь, которая не дает до конца предаться беззаботному оптимизму: еще в марте 2019 г. суммарный показатель продаж был на прошлогоднем уровне и лишь два последующих месяца показали заметное снижение: апрель на 3%, а май на целых 7%. Собственно говоря, результат этих двух месяцев и определил общее снижение рынка, о котором говорилось в начале статьи. Учитывая, что это два последних месяца, за которые пока доступна статистика, закрадываются тревожные мысли: а не начинается ли новый обвал?
Успокаивает пока лишь то, что все льготные программы в этом году по-прежнему действуют. Отменить их пытались неоднократно, но, видимо, даже их противникам очевидно, что спрос на новые автомобили в нынешнем объеме существует только благодаря этим субсидиям.
Почему же растет премиум-сегмент подробнее на сайте нашей ассоциации экспертов рынка