Приветствую на канале!
Бесспорным лидером среди противокорабельных ракет является гиперзвуковая ПКР 3М22 «Циркон», однако данный образец - совершенно новая технология и она ещё на испытаниях, а массовое производство будет налажено лишь через несколько лет. Поэтому нишу высокоскоростных ракет, способных пустить на дно корабль практически любого класса занимает «Оникс».
Однако эта ракета уже устаревает и НАТОвские корабельные ЗРК, пусть и с очень малой долей, но уже могут перехватывать данную ПКР. А ведь это только начало - дальше модернизируют и привет. В связи с этим в нашей стране активно идёт модернизация этой системы и недавно стало известно, что проходит испытания «Оникс-М». Модернизированный вариант ракеты будет куда более опасен, чем нынешний образец. В ракете улучшено всё - скорость, управляемость и, что не мало важно, дальность. Стоит также отметить, что все работы над ракетой не привели к увеличению габаритов, что позволит использовать «Оникс» в стандартных пусковых установках УКСК. Ожидается, что «Оникс-М» будет переходным поколением перед гиперзвуковом и более дешевым средством для слабых кораблей - чтобы не допустить пальбы из пушки по воробьям.
Первым, что хотелось бы отметить, это улучшение системы управления ПКР. Разработчики говорят, что это увеличит вероятность точного попадания в цель, что приведёт к затоплению или выведению из строя. Помимо этого поработали над противозенитными манёврами ракеты - "мозги" ПКР понимают, когда и как надо уворачиваться. Но и это не всё. Защита от радиоэлектронного воздействия вывели на новый уровень - теперь ракету невозможно увести с курса или ослепить. Дальность полёта модернизированной ПКР теперь составляет более 800 километров, что позволяет оставаться в полной безопасности для носителя. А среди этих самых носителей, напомним, не только корабли с универсальными пусковыми установками, но и береговые ракетные комплексы «Бастион». Наиболее вероятно, что обновлённый «Оникс» пополнит номенклатуру вооружения в первую очередь именно БРК, так как эти комплексы менее мобильны, чем корабли, и не могут также быстро увернуться от удара. Особенно это актуально для северных районов страны, арктических баз и так далее. Напомним, что недавно вместе с БРК «Бал», неподалёку от норвежской границы, военные разместили целый дивизион «Бастиона».
Но есть ещё один перспективный носитель ракеты - это палубные истребители Су-33. Несмотря на то, что наш авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» находится на ремонте и модернизации, предполагается, что когда он вернётся в строй, самолёты данного типа с ПКР большой дальности будут иметь широкий спектр возможностей по противодействию АУГ НАТО. Можно много шутить по поводу данного корабля, но на деле в 2022 году у Северного флота появится мощный инструмент противодействия с огромным радиусом применения. Вкупе с береговыми ракетными комплексами и кораблями это создаст для флота вероятного противника зону полной недоступности, ведь с любой стороны может прилететь «Оникс-М», который перехватить невозможно. Единственный вопрос, касаемый носителя - смогут ли фрегаты проекта 11356 нести данное вооружение. Дело в том, что обычный «Оникс» для них недоступен. Причина тут скорее всего в системе управления, ведь по габаритам ПКР влезает. Будет надеяться, что в «Оникс-М» данную проблему решит и Черноморский флот получит 3 корабля, способных противодействовать целой АУГ.
Ожидается, что лётные испытания пройдут уже в октябре-ноябре и после этого модернизированная ракета пойдёт на флот.