Найти тему
Искусство Звука

Комитас

Певец, народом ты вскормлен,

воспринял песню от него ты,
о радости мечтал, как он,
его страданья и заботы
ты разделял в своей судьбе -
за то, как мудрость человечья,
с младенчества далось тебе
народа чистое наречье.

Егише Чаренц.

Фанос Терлемезян, Портрет Комитаса, 1913 год
Фанос Терлемезян, Портрет Комитаса, 1913 год

Согомон Согомонян родился 26 сентября 1869 года в Кютахье, в музыкальной семье Геворка Согомоняна и Тагуи Ованнисян. Рано потеряв родителей (мать умерла в 1870, когда ребёнку исполнился год, а отец в 1880 году), воспитывался бабушкой.

По просьбе католикоса священник Геворк Дерцакян должен был привезти мальчика-сироту на учёбу в Эчмиадзинской духовной семинарии. Из 20 сирот был выбран Согомон. Мальчик говорил на турецком и на приветствие католикоса Геворка IV ответил: «Я не говорю по-армянски, если хотите — спою». И своим красивым голосом спел армянский шаракан (духовный гимн). За короткое время мальчик в совершенстве овладевает армянским языком.

В 1893 он завершает обучение в семинарии, принимает сан священника и имя католикоса
Комитаса — выдающегося поэта VII века, автора шараканов. В семинарии Комитас назначается учителем музыки. Одновременно с преподаванием Комитас создает хор и оркестр народных инструментов, делает обработки народных песен, пишет первые исследования об армянской церковной музыке. Вскоре появляются в печати первые его записи народных песен и статья "Армянские церковные мелодии".

В 1895 году Комитас принимает духовный сан архимандрита. Осенью того же года он уезжает в Тифлис, учиться в музыкальном училище. Однако, встретившись с композитором Макаром Екмаляном, получившим образование в Петербургской консерватории, меняет свои намерения и изучает курс гармонии. Эти занятия стали крепкой основой для овладения европейской техникой композиции.

KOMITAS - Krunk (В этой музыке вся Армения)

Дальнейшие события жизни Комитаса были связаны с крупным музыкальным центром Европы — Берлином, куда он уехал учиться по протекции католикоса, получая финансирование от крупнейшего армянского нефтяного магната Александра Манташяна. Комитас поступает в частную консерваторию профессора Рихарда Шмидта. Параллельно Комитас посещает  университет Берлина — лекции по философии, эстетике, общей истории и истории музыки. В это время он выступает с публичными лекциями, посвященными армянской народной и церковной музыке. Авторитет Комитаса как фольклориста-исследователя становится столь высок, что Международное музыкальное общество избирает его своим членом и публикует материалы его лекций.

В сентябре 1899 года Комитас возвращается в Эчмиадзин и сразу разворачивает свою музыкальную деятельность. Он в корне меняет систему преподавания музыки в семинарии, создаёт небольшой оркестр, доводит до совершенства исполнительский уровень хора. Он обходит разные районы Армении, записывая тысячи армянских, курдских, персидских и турецких песен, создает обработки песен. Серьёзно занимается научно-исследовательской работой, изучает армянские народные и духовные мелодии, работает над расшифровкой армянских хазов, над теорией гласов. Композитор начинает задумываться и над большими, монументальными музыкальными формами. Намеревается создать музыкальный эпос «Сасна црер» и продолжает работу над оперой «Ануш», которую начал ещё в 1904 году.

1 декабря 1907 года Комитас дал один из своих первых концертов, организованных Армянским обществом Парижа. Именно здесь он представил армянскую музыку и нотацию французскому музыкальному миру. Концерт был описан в журнале «Le Mercure Musicale», а вскоре после этого он начал получать множество приглашений из Европы и Малой Азии.

Комитас продолжает путешествовать по армянским деревням, наблюдая и слушая местных жителей. Он записал более 4000 крестьянских песен, которые большей частью были потеряны во время геноцида армян. Сохранилось и дошло до наших дней лишь 1500 произведений. Комитас считал, что душу народа можно увидеть и понять лишь тогда когда люди танцуют. В его понимании ритм и движение давали представление о народе и о том что он пережил, а песня показывала интонацию языка. Как полагал Комитас, все они, когда объединяются показывают истинную сущность людей.

Komitas - Tsirani Tsar

Стремление Комитаса к музыкальной педагогике не понравилось католикосу всех армян, последний счёл, что Комитас использовал церковную музыку для неправильных целей. В результате Комитас, не желая приносить в жертву свою работу, отказался от титула рукоположенного епископа. В 1910 году Комитас оставляет Эчмиадзин и уезжает в Константинополь.

Он думал, что там он найдет такую среду, которая поймет, защитит и поощрит его деятельность, и он сможет претворить свои мечты в реальность. Комитас хотел создать национальную консерваторию, с которой связывал дальнейшую музыкальную судьбу своего народа. Но композитору не удается осуществить это предприятие (впрочем, как и многие другие). Его вдохновенные идеи встречали лишь холодное безразличие местных властей.

В период 1-й мировой войны правительство младотурок начало осуществлять свою программу по жестокому и бесчеловечному уничтожению армянского народа. В апреле 1915 года вместе с целым рядом выдающихся армянских писателей, публицистов, врачей, юристов был арестован и Комитас. После ареста он был сослан вглубь Анатолии, где стал свидетелем зверского уничтожения людей. Несмотря на то, что благодаря влиятельным личностям Комитас был возвращён в Константинополь, пережитый кошмар оставил глубокий, неизгладимый отпечаток в его душе. Комитас уединился от внешнего мира.

Комитас. 1915 год. Саркис Мурадян
Комитас. 1915 год. Саркис Мурадян

В 1916 году здоровье Комитаса ухудшилось и его поместили в психиатрическую клинику. Гений армянской музыки нашёл своё последнее пристанище под Парижем, в лечебнице городка Вильжюиф, проведя там почти 20 лет.

22 октября 1935 года Комитас скончался.

В 1936 году его прах был перевезён в Армению. Сегодня Комитас покоится в Пантеоне деятелей культуры.

Не менее трагической была и судьба творческого наследия Комитаса. Большинство его рукописей были уничтожены или растеряны по всему миру.