Найти тему
Владей Легко

Все, что нужно знать об электронной цифровой подписи

Оглавление

1. Что такое электронная цифровая подпись (ЭЦП) и для чего она нужна?

Под электронной цифровой подписью (ЭЦП) понимается аналог собственноручной подписи, применяемый в электронном документообороте. Её могут использовать как организации, так и отдельные граждане.

Для того, чтобы документы, подписанные электронным способом, имели юридическую силу и приравнивались к бумажным документам, необходима усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП).

Такая подпись содержит в себе следующую информацию:

  • Ф.И.О. владельца;
  • срок действия и область использования подписи.

Под областью использования ЭЦП понимается определенный набор услуг и действий, которые можно совершить с её помощью в электронной форме.

Интересно! Обнаружить электронную подпись в документе практически невозможно. Косвенным признаком ее присутствия является специальный символ внизу монитора, а сам документ защищен от редактирования.

Область применения ЭЦП:

1. Государственные и муниципальные услуги Росреестра, Федеральной налоговой службы (ФНС), Министерства внутренних дел (МВД), ГИБДД, Министерства образования и многих других ведомств, размещенные на портале государственных и муниципальных услуг:

  • регистрация права или постановка на государственный кадастровый учет;
  • получение налогового вычета;
  • подача декларации о доходах;
  • получение паспорта гражданина РФ;
  • получение загранпаспорта;
  • замена водительского удостоверения;
  • постановка машины на государственный учет;
  • получение электронного паспорта транспортного средства;
  • подача заявления на поступление в ВУЗ;
  • запись ребенка в детский сад и т.д.

2. Заключение контрактов и участие в электронных торгах.

3. Взаимодействие с судебными органами.

4. Внутренний электронный документооборот.

2. Где получить электронную цифровую подпись?

ЭП можно получить в удостоверяющем центре Кадастровой палаты по запросу, направленному через сайт https://uc.kadastr.ru

3. Как получить электронную цифровую подпись для физических лиц?

Для получения ЭЦП гражданину необходимо совершить ряд последовательных действий:
1. Зайти на
сайт удостоверяющего центра;
2. Зарегистрироваться в качестве пользователя, для чего заполнить электронную форму личных данных и создать личный кабинет физического лица;
3. Скачать по ссылке, предложенной на сайте, и установить на компьютере обязательное программное обеспечение:

  • криптопровайдер Крипто-Про CSP;
  • корневые сертификаты Удостоверяющего центра;
  • КриптоПро ЭЦП Browser plug-in;

4. В разделе «Мой профиль» сформировать запрос на получение ЭП;
5. Присоединить скан-образы необходимых документов;

6. Дождаться уведомления на адрес электронной почты:

  • об успешной проверке сформированного запроса;
  • о формировании квитанции на оплату услуги с уникальным идентификатором начисления (УИН);

7. В разделе «Мои сертификаты» произвести плату за услугу с обязательным указанием УИН;

8. Дождаться уведомления о подтверждении поступления платы;

9. Получить приглашение от сотрудника кадастровой палаты для посещения офиса с целью удостоверения личности;

10. Посетить офис кадастровой платы/вызвать специалиста на дом/офис для удостоверения личности;

11. Предъявить подлинные экземпляры/нотариально заверенные копии документов, приложенных к запросу;

12. Подписать все необходимые документы;

13. Получить ЭП на съемном носителе-токене, либо самостоятельно скачать ЭП из Личного кабинета на свой компьютер.

Внимание! Инструкция о порядке регистрации и получении сертификата для физического лица и индивидуального предпринимателя в Личном кабинете доступна по ссылке.

4. Как получить электронную цифровую подпись для юридических лиц?

Для получения ЭЦП юридические лица должны придерживаться следующего порядка действий:

1. Зайти на сайт удостоверяющего центра;

2. Зарегистрироваться в качестве пользователя, для чего заполнить электронную форму личных данных и создать личный кабинет юридического лица;

3. Установить на компьютере (скачать по ссылке, предложенной на сайте) необходимые:

  • криптопровайдер Крипто-Про CSP;
  • корневые сертификаты Удостоверяющего центра;
  • КриптоПро ЭЦП Browser plug-in;

4. В разделе «Мой профиль» сформировать запрос на заключение договора на оказание услуги;

5. Присоединить скан-образы необходимых документов;

6. Получить на адрес электронной почты договор на оказание услуги, распечатать и подписать договор;

7. Представить подписанный договор в офис кадастровой палаты;

8. Создать на сайте УЦ Личный кабинет физического лица для сотрудников, которым будет выдана ЭП;

9. В Личном кабинете юридического лица на сайте УЦ в разделе «Сотрудники» добавить сотрудников, на которых будет выдана ЭП (допускается после заключения договора и в случае наличия Личного кабинета физического лица (сотрудника) на сайте УЦ);

10. В Личном кабинете физического лица (сотрудника организации) в разделе «Мой профиль» создать запрос на получение ЭП;

11. Дождаться поступления на адрес электронной почты уведомления:

  • об успешной проверке сформированного запроса;
  • о формировании квитанции на оплату услуги с УИН;

12. В разделе «Мои сертификаты» произвести плату за услугу с обязательным указанием УИН;

13. Дождаться уведомления о подтверждении поступления платы;

14. Получить приглашение от сотрудника кадастровой палаты для посещения офиса с целью удостоверения личности;

15. Посетить офис кадастровой платы/вызвать специалиста на дом/офис для удостоверения личности;

16. Предъявить подлинные экземпляры/нотариально заверенные копии документов, приложенных к запросу;

17. Подписать все необходимые документы;

18. Получить ЭП на съемном носителе-токене, либо самостоятельно скачать ЭП из Личного кабинета на свой компьютер.

Внимание! Инструкция о порядке регистрации и получении сертификата для юридического лица в Личном кабинете доступна по ссылке.

5. Как подписать документ с помощью электронной цифровой подписи?

На компьютере, где установлено специализированное программное обеспечение (программный комплекс Крипто-Про CSP; корневой сертификат Удостоверяющего центра; личный сертификат владельца ЭП; любое программное обеспечение предназначенное для подписи электронных документов, например, КриптоАРМ), необходимо:

  • открыть программу, с помощью которой будет подписан документ;
  • выбрать в программе соответствующий раздел (например, Подпись).
  • выбрать документ и подписать его – в результате сформируется файл с расширениями *.sig ,*.sgn, *.p7b.
Внимание! Инструкция по работе с электронной подписью на портале Росреестра с использованием криптографических программных средств доступна по ссылке.

6. Как проверить подлинность электронной цифровой подписи?

1. Зайти на сайт Удостоверяющего центра Федеральной кадастровой палаты;

2. Выбрать закладку «Проверка электронной подписи»;

3. Выбрать подписанный документ, который требуется проверить, нажав «Обзор/Открыть», затем «Проверить».

4. Получить на экране компьютера информацию об ЭП (подлинность, лицо подписавшее документ, серийный номер и срок действия).

Остались вопросы - мы ответим! Задать вопрос.