Москва. От Олимпийского проспекта на горку поднимаюсь по обледенелым ступенькам узенькой металлической лестницы (можно, конечно, и по асфальтовому въезду, но когда это мы искали простых решений?).
Здесь лежат Троицкие переулки, окружающие московское подворье Троице-Сергиевой Лавры. Застройка - интересная помесь зданий конца ХIХ века в стиле модерн, панельных пятиэтажных "спальников" и современных стеклянных бизнес-офисов, воткнувшихся на террасах между домов. Брожу в поисках музея Виктора Васнецова, посетить который решила в последний день новогодней поездки в столицу.
За годы путешествий у меня сложился своего рода ритуал: оставлять какое-то время на то, что город или местность сами тебе откроют - случайно, незапланированно, тебе, здесь, сейчас. Это - как гадать, открывая наугад книгу и выбирая случайную строчку, чтобы сверить с ней свою судьбу. Во время экскурсии на "Мосфильм" мы проезжали по Цветному, гид упомянула музей Васнецова - ну, что ж, голос Москвы был услышан :)
Бродить трудно - скользко, заснежено, да вдобавок граждане москвичи, которых квартирный вопрос уже сто лет как испортил, перегородили и перезаборили всё так, что случайному прохожему без поводыря не обойтись. Приходится наугад петлять по террасам между заборами.
Но интуиция не подвела, дом был найден, и по пути удалось полюбоваться ещё и на купол крупнейшей в России и Европе мечети - Соборной.
Сам музей описывать не буду: найдите видео с хорошей и подробной экскурсией. Но, глядя на знакомые с детских лет по репродукциям картины и на незнакомые, коих тоже не мало, задумалась о духовном опыте, который художник запечатлевает в лицах и ликах на картинах. Мало кто из изображаемых положительных героев васнецовских картин на темы сказок и былин (а по ним перво-наперво мы узнаём художника) улыбается. Богатыри, Иваны-Царевичи - или в бою, на пределе сил, или в пути, или на распутье, или на страже - максимально сосредоточены на своей миссии, серьёзны, собраны. Даже Иван-дурак, с коня срывающий с уст царевны поцелуй, делает это не с улыбкой озорника или удальца - нет, с лицом причастника в церкви, прикасающегося к великой тайне.
А васнецовские царевны? Они и есть та тайна, перед которой Мона Лиза покажется беспечной хохотушкой.
И с этих картин начиналось наше детство, они были в каждом учебнике. Помню, даже уже в колледже по русскому языку мы писали сочинение-описание по картине "Иван Грозный", да, васнецовской.
Да, конечно, произведения художника на религиозную тематику были не так известны, особенно простым советским школьникам. Но сказочно-историческое прошлое наше, отношение к нему, - заложены было прочно и основательно.
Я смотрю на редкие дореволюционные фото моих пра. Многим из них не довелось преодолеть рубеж 20х, кто-то погиб насильственной смертью, кто-то умер от болезни, от голода, лишений. В то время, когда были написаны многие из васнецовских картин. И я вижу это выражение, которое есть у персонажей его картин, вымышленных и реально существовавших, у членов семьи, у самого художника - трагическое предчувствие и покой сосредоточенного приятия своей судьбы.
Поэтому, если кто-то говорит, что россияне неулыбчивы, я буду молча доставать магнитик с репродукцией "Ковра -самолёта" - прикупила на память в музейной лавке.