Когда мы совершаем ошибки, наш мозг активизируется и растет, вдобавок мы учимся. Однако дети и взрослые часто испытывают крайне негативные эмоции, когда ошибаются, ведь они воспитывались в культуре достижений, где ошибки не ценят или того хуже — за них наказывают. Рассказываем в этой статье, почему не стоит ругать ребёнка за ошибки в школе 👇🏻
Ошибки в нашей жизни
Наши представления о себе (в частности, вера в свои силы) меняют работу мозга. Если мы верим, что ошибки важны, наш мозг развивается активнее, когда мы их совершаем. Вот почему нужно верить в себя, особенно когда перед нами встают сложные задачи. Исследования успешных и неудачливых бизнесменов дали неожиданный результат: их характеризует не количество успехов, а ошибок.
Более успешные люди совершают больше ошибок
Starbucks — одна из самых именитых компаний в мире, а ее основатель Говард Шульц — один из самых успешных предпринимателей современности. При создании компании Говард использовал в качестве модели для бизнеса итальянские кафе. В первых заведениях Шульца кофе подавали официанты в бабочках, в которых им было не по себе; пока клиенты пили кофе, в зале звучала оперная музыка. Американцы не очень хорошо восприняли этот антураж, и команда Шульца начала все с нуля и совершила еще много ошибок, прежде чем в итоге был создан бренд Starbucks.
Журналист New York Times Питер Симс написал много работ о роли ошибок в формировании творческого предпринимательского мышления. Он отмечает: «Несовершенство — часть любого творческого процесса и жизни, хотя почему-то мы живем в культуре, для которой характерен парализующий страх перед неудачей, мешающий действовать и усиливающий перфекционизм. Именно такой образ мыслей лишает веры в себя, если человек стремится стать более изобретательным и предприимчивым».
Кроме того, Питер Симс перечисляет основные привычки успешных людей, утверждая, что все они делают следующее:
• Чувствуют себя комфортно, когда ошибаются.
• Пытаются реализовать на первый взгляд безумные идеи.
• Открыты разным типам опыта.
• Играют с идеями, не давая оценок.
• Готовы выступить против традиционных представлений.
• Не сдаются перед лицом трудностей.
Как изменить отношение к ошибкам?
Один из самых эффективных шагов, которые могут предпринять учителя и родители — иначе преподносить обратную связь об ошибках и неправильных ответах в школьном обучении. Например, через игры, которые изменят отношение учеников к ошибкам в классе:
1. Мятая бумага
В самом начале урока попросите учеников смять лист бумаги и бросить его в сторону доски с тем чувством, которое они испытывают, когда делают ошибки в заданиях. Затем предложите детям поднять листы, разровнять их и цветными маркерами разрисовать образовавшиеся на бумаге складки, которые олицетворяют рост их мозга. Предложите ученикам хранить эти листы в своих папках весь учебный год как напоминание о важности ошибок.
2. Ошибки — это хорошо
Разрешите ученикам сдать свою работу в любом виде. После этого выделите «любимые ошибки». Объясните детям, что вы пускаетесь на поиски самых частых ошибок. Далее попросите ребят рассказать об этих недочётах на уроке во время общего классного обсуждения. В этот момент целесообразно подкрепить важные сигналы — в частности, сказать ребёнку, что ошибка принесла ему пользу, поскольку в этот момент он напряженно размышлял, что привело к активизации его мозга. К тому же, если один ученик совершает ошибку, учитель понимает, что другие дети тоже могут ее допустить; поэтому возможность проанализировать ошибку приносит пользу всем.
Ругаете ли вы детей за ошибки? Делитесь в комментариях!
По материалам книги Джо Боулера «Математическое мышление».