Эх, ничего не напоминает? Как же все-таки похоже на арабов. Вокал в традиционном фламенко - это чистый арабский макам. Это я вам говорю, как человек, который написал магистерскую диссертацию по средневековой ближневосточной музыке.
И это, конечно, логично. Учитывая, что значительная часть Испании была под властью арабов почти 8 веков. Кстати, обычно это представляют так, что вот, мол, бедных европейцев завоевали орды дикарей-варваров и насадили еще и свою религию. По-хорошему всё наоборот: это дикарей-европейцев цивилизовали арабы. Андалусия под властью арабов стала очень просвещенным регионом. Туда стекались поэты, ученые, музыканты, а сами испанцы, понимая какие их ждут блага, с удовольствием принимали ислам. То же самое, кстати, делали рабы: ведь стоило объявить себя мусульманином, ты получал свободу и право на собственность. Конечно, не всё было так гладко, иначе и никакой Реконкисты не было бы, но всё же.
Однако испанская корневая музыка с приходом арабов сильно обогатилась, и этого не скрывают даже сами испанцы.
Одна из жемчужин такого слияния культур - это, конечно, фламенко.
Пако де Люсия - это Моцарт фламенко. И не только потому что такой же виртуозный и обманчиво легкий и воздушный, но и потому что судьбы у них очень похожи.
У обоих были довольно тираничные отцы, которые, не особо интересуясь мнением своих детей, решили вылепить из них гениев. Что характерно, у обоих получилось. Отец Пако с 5 лет заставлял его заниматься по 15 часов в день и даже запретил ходить в школу, чтобы тот не отвлекался.
В итоге, как позже признавался сам Пако, он учился играть на гитаре, как ребенок учится говорить. То есть это был его второй язык. Знаете, семьи, в которых родители из разных стран, и дети с детства учатся говорить сразу на двух языках. То есть два языка становятся родными. Так и для Пако родной испанский и родной - гитара. И этот факт, кстати, для меня очень многое расставил по своим местам. Просто, когда слушаешь, как Пако играет с другими гитаристами, чувствуешь: вот у кого-то такая-то школа, сякая-то техника. Да, есть свобода, есть виртузоность, но это ноты. А Пако не играет, он говорит.
Конечно, поначалу это был классический, корневой фламенко. Но Пако де Люсия не стал бы известен на весь мир, если бы не нашел свой собственный голос. И он смешал джаз, арабов, цыган в один плавильный котел.
Вот здесь одна из самых знаменитых его пьес - Entre dos Aguas. Да за бас-гитару адепты корневого фламенко могли бы голову оторвать, а Пако не испугался. И, кстати, и правда навлек гнев и отсек большое количество поклонников в Испании.
Но он понимал: чтобы жанр развивался, его нужно подпитывать новыми вливаниями, смешивать крови. Что он и успешно проделывал, причем крайне деликатно, осторожно. Это всё равно был фламенко, но из затвердевшего жанра он становился живым, дышащим.
В YouTube в основном можно найти ролики их гитарного трио с Ларри Коруэллом и Джоном МакЛафлином, куда периодически вписывался Аль ди Меола.
Коруэлл - такой забавный заросший чувак в очках - по моде 70-х. И играет крайне гармоничные соляки. Вот Маклафлина я как-то всегда недолюбливал: и когда он играл у Майлса Дэвиса, и в Махавишну Оркестра. Такой эпилептический стиль, на просмотре этих видео можно зависнуть на пару вечеров, что непременно необходимо сделать, но ограничиваться этим явно не стоит. Ребята честно развлекали публику своими скоростными пассажами, что иногда выглядело как откровенный цирк. Они сами это понимали, поэтому, поездив по миру, расстались, решив, что исчерпали все приемы, которыми могли держать людей в таком составе и в таком формате.
Я бы посоветовал обратить внимание на эти альбомы Пако де Люсии:
Fuente Y Caudal
Совершенно революционный альбом для фламенко!
Almoramia
Пожалуй, самый джазовый из альбомов.
Siroco
Этот альбом некоторые называют лучшим когда-либо записанным альбомом в стиле фламенко.