Каждый раз с началом занятий новой группы курсантов, всем составом парапланерной школы мы ставим эксперимент сами над собой: мы пытаемся предугадать кто из учеников (учлётов) останется в парпланеризме и станет пилотом, а кто, закончив курс, растворится в пене дней.
Иной раз мы ошибаемся.
Да, у нас есть опыт. Мы разбираемся в людях. Но курсанты – это магия.
Иногда мы видим очень заинтересованного и вдохновлённого человека, с хорошей моторикой и впечатляющим прогрессом. И после курсов он исчезает…
Иногда мы видим человека, с которым инструктору приходится заниматься в индивидуальном порядке, давать больше упражнений, заставлять брать бОльшие нагрузки. Стараемся дать ему максимум для успешного завершения курса, про себя тихонько думая, что не всем дано летать.
А он после выпуска раз за разом приезжает на парапланерную базу, быстро приобретает снаряжение. Занимается-занимается-занимается: количество переходит в качество, человек начинает летать хорошие маршруты, едет на курсы горных полётов и становится членом пилотского сообщества.
Меня часто спрашивают: «А могу я научиться летать, если я высоты боюсь?»
Я сама её боюсь.
Мне с 16-го этажа очень некомфортно вниз смотреть. А вот с двух с половиной километров очень комфортно, просто замечательно.
Страх высоты непоказателен, если он не панический и не обусловлен какими-то психологическими травмами.
Не рекомендуется заниматься парапланеризмом людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистыми заболеваниями, эпилепсией, заболеваниями приводящими к обморокам и судорогам, выраженными проблемами со зрением и слухом.
Это экстремальный спорт. Не стоит данный факт недооценивать.
Обучение нашему спорту затратно по количеству прилагаемых усилий и времени, которое придётся потратить, чтобы стать хорошим пилотом.
До системного понимания процессов в воздухе и наработке рефлексов активного пилотирования проходит два-три сезона. Но если человек летает постоянно, часто приезжает на полёты под погоду, ездит на маршрутные курсы (там обучение идёт очень интенсивно, прогресс может быть очень быстрым), то быстрее: один-два сезона.
Всем курсантам я всегда желаю целеустремлённости и терпения.
По средствам… Тоже затратно.
Первоначальные траты оказываются высокими из-за необходимости покупки своего снаряжения. После резкого роста курса евро (а цена всего оборудования привязана к евро) необходимые траты возросли почти в два раза.
Выпускникам парапланерной школы и начинающим пилотам, если они не готовы к серьёзным вложениям, мы рекомендуем приобретать б/у снаряжение. Стоимость может быть в 2-3 раза ниже, чем у нового, при более чем хорошем остаточном ресурсе.
Начинающие много занимаются наземной подготовкой, что влияет на износ параплана, поэтому им хорошо подходят б/у крылья для выработки навыков старта и управления крылом.
Затем, через сезон, например, можно начать менять оборудование на новое. Постепенно, сперва параплан или подвеску, потом что-то ещё.
Во время обучения довольно хорошо виден будущий характер пилотирования курсанта.
По окончании курса каждому даются рекомендации по моделям крыльев для последующей покупки.
Сколько людей – столько и характеров. С парапланами то же самое. У каждого производителя своя философия, у каждой модели свой характер. Можно с автомобилями сравнить, так будет яснее.
Сколько я потратила на парапланеризм за всё время, что я летаю, мне даже в голову не приходило посчитать.
Летать – это жизненно-важная функция моего организма. Летать для меня также естественно как дышать, моргать и пить воду.
Сколько денег я трачу на воду? Понятия не имею… Сколько бы это не стоило – мне нужна вода.
И воздух тоже нужен. Сколько бы не стоили полёты, если хочешь летать, то ты будешь летать.
Когда-нибудь, когда мы с пилотами снова будем сидеть на склоне в ожидании стихания или усиления ветра, или на стартовом поле в ожидании разгара термической активности, мы посчитаем сколько мы потратили на полёты.
Мы посчитаем все наши лётные выезды, стоимость снаряжения (я уже сменила три комплекта, кто-то четыре и даже больше), стоимость проживания на парапланерной базе за все периоды, стоимость затяжек на лебёдке, стоимость бензина от Екатеринбурга до базы и обратно.
Средняя стоимость нашего лётного часа – цифра будет, наверное, очень интересная.
Но у нас есть и всегда будет бонус: невероятное чувство единения друг с другом и с Пятым Океаном. Мы знаем, что такое живой воздух. Мы множество раз трогали облака руками.