C-bot.HR — единое решение для автоматизации HR задач
Геймификация — введение в рабочий процесс дополнительных игровых правил, делающих его более увлекательным. Обязательные составляющие — fun и добровольное участие в игровой механике. Мы не станем повторять уже известные факты о геймификации и пойдём от обратного: перед вами 4 вредных совета по использованию игровых механик в сфере HR. Внедряйте!
Совет первый: самое главное — привлекательный приз
Сами подумайте: кого вообще можно увлечь идеей в наше время? Чтобы заинтересовать команду игровыми механиками, сначала продумайте ценные материальные награды. Если сотрудник заинтересован призом, он заинтересован конкурсом!
На самом деле
Лучше сначала разобраться, чем отличается внешняя мотивация от внутренней. Внешняя мотивация — призы, подарки, корпоративные бонусы и премии или просто общественное признание — очень важна в процессе вовлечения сотрудников в работу, но зацикливаться на ней не стоит. Удовлетворенность от процесса будет выше, если задействовать внутреннюю мотивацию.
Вот несколько способов всерьез увлечь сотрудника «не за еду, а за идею»:
- Мотивировать сотрудничеством, а не конкуренцией. В таком случае удовлетворенность от процесса будет выше у всех, а не только у победителей;
- Сократить мотивацию сотрудников материальными наградами. Если люди сконцентрированы на том, как получить награду, они начинают воспринимать рабочие задачи как препятствие к награде;
- Давать сотрудникам интересные задачи;
- Предоставлять свободу выбора;
- Мотивировать значимостью результата работы;
- Развивать новые навыки;
- Вовлекать в процесс принятия решений.
Совет второй: внедряйте рейтинги
Не зря же рейтинги — самый популярный игровой инструмент в корпоративном мире нашей страны? Если рейтинги внедряют, значит, это кому-нибудь нужно. Сами подумайте: зачем вам с головой погружаться в гигантский пласт информации о геймификации и изобретать велосипед, если всё уже было придумано до вас? Внедряйте популярные рейтинги в работу компании и получайте результат сейчас. Это лучше, чем потратить кучу времени на составление стратегии и всё равно в итоге прийти к необходимости внедрения рейтингов!
На самом деле
Рейтинги — это популярная, но не самая эффективная из существующих игровых механик для HR. В использовании рейтингов всегда есть опасность получить только негатив от участников. Сотрудники, занимающие нижние позиции в рейтинге, не мотивированы улучшать свой результат, ведь им кажется невозможным пробиться на верхние строчки, а лидеры слишком боятся потерять свои позиции.
Геймификация должна соответствовать бизнес-задачам вашей компании, и если просто внедрить первую попавшуюся механику, это еще не гарантия того, что она у вас сработает.
Важно проработать всю стратегию так, чтобы выполнялись 3 основных правила геймификации (fun, связь с реальностью и добровольность участия) и чтобы весь игровой процесс соответствовал бизнес-задачам. Мы подобрали список популярных игровых механик для справки — и он еще не полный.
- Достижения (ачивки)
- Вымышленная вселенная
- Аватары (выдуманные персонажи)
- Вызов и поединок
- Соревнование
- Сотрудничество (социальное взаимодействие)
- Очки
- Виртуальные ресурсы и валюта
- Награды
- Уровни
- Квесты
- Механика “шанс” (случайный выигрыш)
- Команды
- Узнавание паттернов — встречать в игровом контексте тренды и знакомые последовательности
- Коллекционирование — собирать значки и другие объекты, имеющие отношение к рабочему процессу
- Подарки — дарить очки другим игрокам
Совет третий: поощряйте сотрудников как можно чаще
Все хотят получить награду, так что поощряйте любое микро-действие сотрудника. Это ведь так очевидно: чем чаще человек получает награду, тем больше он увлекается работой. Причём совсем не обязательно связывать с бизнесом игровой процесс — главное, чтобы сотрудник начал ассоциировать работу с весельем и получением наград.
На самом деле
Такая система действий может довести ваших сотрудников до петли. Дофаминовой.
Так называемая дофаминовая петля стимулирует желание участвовать в игровом процессе всё больше и больше. Чаще всего игровая механика строится на основе цикла задача-достижение-награда, который активизирует выработку дофамина, и у сотрудников появляется зависимость от самой игры, а не от рабочего процесса, на котором она построена.
К тому же, важно соблюдать третье обязательное условие геймификации — связь с реальностью. Если убрать из геймифицированного процесса игру, то должен остаться бизнес-процесс. Создавать игру ради игры, конечно, можно — но зачем, если она не выполняет бизнес-задачи вашей компании?
Совет четвёртый: посадите сотрудников на голодный паёк
Всем известно, что отказ от мирского и материального стимулирует быстрый духовный рост. Спросите у средневековых учёных и монахов — они не дадут соврать. Поэтому чем жёстче будут условия, в которых работают ваши сотрудники, тем лучше. Так ничто не будет отвлекать их от рабочего процесса. И если добавить к этим условиям геймификацию, сотрудники с удовольствием погрузятся в предложенные игровые механики — ведь альтернативы для развлечений у них особо и нет!
На самом деле
Нет никакого смысла встраивать игровые механики в рабочие процессы, если сотрудников не устраивают условия работы.
Убедитесь, что в вашей компании люди довольны уровнем зарплаты и соцпакетом, прежде чем ждать от них вовлечения в предложенные элементы игры или пылкой любви к работе. Игрофикация может быть эффективной, только если удовлетворены базовые потребности сотрудников.
Геймификация в HR — это рабочий способ помочь людям действительно полюбить свою работу. Но, как и в любом деле, главное — это действительно разобраться в вопросе, прежде чем внедрять отдельные элементы игрофикации в рабочие будни компании.
В следующей части статьи, практической, мы разберём, как подойти к внедрению игрофикации в рабочий процесс.
Основной источник: https://medium.com/convergent-hr/gamification-hr-e05b84d14b42