Самая знаменитая во Франции (а то и всей Европе) 19 века реклама изображала, конечно, кота — большого и чёрного. Кот рекламировал популярное в Париже кабаре «Le chat noir» — оно открылось в 1881 году на Монмартре, было шумным пристанищем поэтов и художников, а закрылось спустя 16 лет. Кота для вывески нарисовал художник Теофиль-Александр Стейнлен.
Стейнлен прославился в первую очередь благодаря афишам с чёрным котом и другим «кошачьим» работам. Он рисовал и рекламу, с удовольствием включая в неё кошек: художник был известным любителем животных и кормил десятки бродячих кошек Монмартра.
Либо Стейнлен был гениальным провидцем, разгадавшим продающую привлекательность кошек до эпохи их воцарения в маркетинге, либо связка «котики-реклама» была очевидной уже в 19 веке.
Котик создаёт уютную атмосферу в рекламе чая и шоколада, нарисованной Стейнленом:
Конечно, коты рекламируют стерилизованное молоко (и они привлекательнее современного Матроскина). На этом плакате Стейнлен изобразил собственную дочь Колетт и своих домашних кошек:
Чёрный кот появился даже на визитке художника. Такие котики нам по нраву:
Душевная реклама ветеринарной клиники не обходится без котиков (и собачек):
Конец 19 века стал во Франции временем расцвета плакатной иллюстрации: этому способствовала популярность декоративного стиля и новые приёмы печати, позволяющие воспроизводить плакаты дешевле и в бОльших количествах. На рекламных объявлениях стали появляться дети, модно одетые женщины и мужчины, даже автомобили, но таких котиков, как у Стейнлена, не было больше ни у кого.
Дорогие друзья, напоминаем вам, что провести своё исследование в первоисточниках можно, имея читательский билет Российской государственной библиотеки. Для всех читателей нашей библиотеки открыт доступ к электронным книгам и архивам журналов ведущих мировых издательств.