Найти в Дзене
Роман Апрелев

Каким мог бы стать Сталинград

Почти сразу после окончания Сталинградской битвы появился памятный каламбур, когда нацарапанная на стенах надпись «Мы отстоим тебя, Сталинград» посредством добавления буквы «Р» превратилась в обещание отстроить город. Черчилль предлагал оставить руины в назидание потомкам. Но советское руководство считало иначе. Было принято решение: возрожденному Сталинграду быть!

О том, как планировалось восстановить разрушенный город, рассказывает заведующая отделом экспозиционно-выставочной работы музея-заповедника «Сталинградская битва» Светлана Аргасцева.

Фото музея-заповедника «Сталинградская битва»
Фото музея-заповедника «Сталинградская битва»

- Светлана Анатольевна, гости Волгограда отмечают монументальность центральной его части. А жители часто жалуются на недостаток гражданской тематики в городе-герое. Это все наследие архитектурных решений 40-х?

- Наш город создавался не только для жителей, его миссия пропагандиста подвига была значительнее градостроительных функций. После грандиозной битвы общий материальный ущерб превысил девять миллиардов рублей (огромная сумма в денежном измерении того времени). И вполне понятно было желание людей видеть Сталинград возрожденным и не просто городом для жителей, а памятником в камне и бронзе, с назидательным уроком возмездия врагу.

Весной 1943 года Алексей Щусев посещает город-герой и принимает участие в обсуждении основных проблем по его восстановлению. Алексей Викторович настаивает на том, что речь все же должна идти, несмотря на величайшие разрушения, о восстановлении. Но при утверждении генерального плана развития Сталинграда было принято решение о строительстве практически нового города с линейной планировочной структурой. Такое решение прежде всего было продиктовано идеологией, а не градостроительными задачами.

Фото музея-заповедника «Сталинградская битва»
Фото музея-заповедника «Сталинградская битва»

Хочется привести воспоминания известного американского писателя Джона Стейнбека, написанные после посещения Сталинграда: «Внесено предложение перенести город вниз или вверх по реке, не пытаясь даже восстановить его, поскольку расчистка территории потребовала огромного труда. Дешевле и легче было бы начать с нуля, но русским нужно было восстановить Сталинград на старом месте по причинам чисто сентиментальным».

- Какие же конкретные идеи предлагал наш сентиментальный народ?

- В сентябре 1944 года Комитет по делам архитектуры при Совнаркоме СССР и Союз советских архитекторов объявили открытый конкурс на эскизный проект центральной площади Сталинграда с монументом героическим защитникам города. За лучшие проекты были назначены немалые для военного времени денежные премии – от 5 до 20 тысяч рублей. В конкурсном проектировании участвовали знаменитые мастера архитектуры, профессиональные архитекторы и самоучки.

Фото музея-заповедника «Сталинградская битва»
Фото музея-заповедника «Сталинградская битва»

Так, проект Василия Кравцова и Ивана Бирюшова, присланный полевой почтой, начинается такими словами: «Мы находимся далеко в Польше; и, пока стоим в обороне, есть возможность немного пофантазировать. Конечно, мы не архитекторы, не художники. Но нас волнуют подвиги героических защитников Сталинграда, их мужество, их непреклонная воля к победе, поэтому мы решили сделать набросок. Может быть, из этого рисунка вам удастся использовать хотя бы некоторые характерные детали».

Пусть ни один из этих проектов не осуществился полностью, но многие принципы, сформировавшиеся на этом конкурсе, нашли свое отражение в возведенном Сталинграде и нынешнем Волгограде. Эти величественные пропилеи набережной, великолепные портики, красивые колонны, бульвары и площади центральной части города, созданные в 50-60-е годы, - прямое следствие желания противопоставить их ужасам смертельной зимы 42-43 годов. Та особая помпезность и роскошь, которая до недавнего времени рассматривалась только как излишества, определила лицо современного Волгограда.

Еще до конкурса Андрей Буров, один из крупнейших советских архитекторов, совместно со Степаном Сатунцем выполнил проект музея обороны Сталинграда – «Храм Славы». Проект им никто не заказывал, он не имел конкретной привязки к местности. Это было естественным стремлением архитекторов выразить в мемориальных сооружениях ожидание грядущей победы, чувство гордости и чувство скорби. Вот его основные идеи. Прямоугольное здание венчается великолепным куполом. Сооружение предполагалось выполнить в современных конструкциях с применением тонких железобетонных складчатых сводов параболической формы.

Фото музея-заповедника «Сталинградская битва»
Фото музея-заповедника «Сталинградская битва»

Хочется привести проект Константина Портнова, присланный на конкурс из Ташкента: «В Сталинграде на берегу Волги необходимо построить Дворец Сталина, главный зал которого должен представлять панораму великой битвы… Художнику нужно все видеть своими глазами, чтобы созданный им памятник был особенно жизненным и ярким».

Невозможно без волнения читать пояснительную записку к проекту, выполненному на склеенных клочках бумаги: «Я художник-самоучка, гвардии сержант Мусенко Николай Григорьевич, 1912 г.р., находясь в боевой обстановке, прочитал в газете «Известия» объявление о конкурсе на эскиз монумента обороны Сталинграда. Время мое ограниченно, но я решил также принять маленькое участие в этом деле. В любую свободную минуту я выкладывал свои мысли на бумаге без чьей бы то ни было помощи».

Описывать этот проект без улыбки невозможно: он очень наивен и прямолинеен, выполнен без профессиональной подготовки. Здание музея окаймлено голубыми елями, на его крыше помещена ротонда для панорамы, а на крыше панорамы – огромный земной шар, где звездой помечен Сталинград. На земном шаре стоит красноармеец, в руках он держит знамя с большими барельефами Сталина и Ленина. Сидя в окопе или землянке, в перерыве между боями, под свист одиноких пуль, быть может, жертвуя своим сном и отдыхом, солдат мысленно строил будущий город.

Артиллеристы готовятся к бою. Фото музея-заповедника «Сталинградская битва»
Артиллеристы готовятся к бою. Фото музея-заповедника «Сталинградская битва»

В наше время нет такого широкого интереса волгоградцев к архитектурному образу и строительству родного города, также мало желающих участвовать даже в самых престижных конкурсах.

- Население Сталинграда после жестоких боев сократилось во много раз. Но, может, кто-то из коренных жителей тоже высказывал пожелания, каким должен быть их город?

- Такие непрофессиональные проекты были. Их в Академии архитектуры рассматривали особо внимательно. Так, Николай Кон предлагал поставить памятник женщине-сталевару Ольге Ковалевой: стоящая женщина держит левую руку у груди, как бы вынимая свое горящее сердце, освещая дорогу людям, ищущим свободу и счастье. В Волгограде есть улица, названная именем Ольги Ковалевой, где были установлены памятные доски. Такие же памятные доски есть на территории заводского цеха, где она трудилась. Настоящая могила неизвестна, но символические надгробия есть на территории Мамаева кургана и у одной из проходных завода «Красный Октябрь». Таким образом, идея увековечения подвига женщины-сталевара реализовалась, но уже в других формах.

Фото музея-заповедника «Сталинградская битва»
Фото музея-заповедника «Сталинградская битва»

В фондах музея хранятся также проекты, присланные из-за рубежа. Особого внимания заслуживает эскиз М. Домрачева, присланный из Шанхая. К сожалению, сведении об авторе очень скудные. По предположению, он сотрудник советского посольства. Изображен большой торжественный ансамбль. Дорога, вдоль которой установлены трофеи, ведет к Площади победы и Площади павших. Одна из аллей, ведущих к Волге, украшена бюстами или даже фигурами героев Сталинградской битвы. В современном городе мы видим реализованную идею Аллеи Героев, ведущую к площади Павших борцов

- Получается, все-таки современный город-миллионник остается памятником. Отсюда его непростая эмоциональная атмосфера.

Проект "Монумента славы" из Марокко. Фото музея-заповедника «Сталинградская битва»
Проект "Монумента славы" из Марокко. Фото музея-заповедника «Сталинградская битва»

- Сегодня центральная часть Волгограда несет в себе следы разрушений в Сталинградскую битву, так как небезразлично из каких руин встает город. Когда руины – следствие слепых стихийных сил природы, город наперекор им встает ажурным, гибким, прочным. Таковы, например, Ташкент, Спитак. Когда же город уничтожен силами милитаризма, преднамеренно разрушен, он встает триумфальными воротами, обелисками, выстраивается парадом пышного ордера, ампира. То, что естественно развивающийся город накапливает веками, у нас сосредоточено на одном квадратном километре: классические чаши, пропилеи. Такая архитектура – назидательный урок возмездия врагу, преподанный в камне и бронзе. Это зодчество – идеологическая программа. И жить в городе с такой архитектурой простому человеку сложно.

Читайте также: Пикуль и площадь Павших борцов

Некрасов и Мамаев курган