Проблема пластиковых отходов волнует многих. С момента изобретения этого материала прошло чуть больше века, а он уже заполонил океан. С течением времени стало понятно, что опасность представляют не только целые предметы, но и те, что разрушились до микроскопических частиц.
Так называемый микропластик присутствует везде – в воде, земле и воздухе. Живые существа поглощают его, просто продолжая жить – дыша, принимая пищу... Влияние этого вещества на организм до конца не изучено, но масштабы, которые принимает явление, выглядят пугающе.
Ученые сегодня стараются найти различные применения материалу, дабы безопасно использовать его в качестве вторсырья. Одно из интересных и вполне продуктивных решений – применение неразлагаемого материала при строительстве асфальтовых дорог. Вторичное использование пластика в составе битума позволяет создавать прочное, износостойкое дорожное покрытие.
Этот метод используют по всему миру, но первопроходцами стали американцы и шотландцы. Фирма, которая применяет пластиковое вторсырье для дорожного покрытия, открыла заводы в Дамфрисе и Галлоуэе. Они принимают бытовой и промышленный мусор, который обычно отправляется на свалку, превращая его в гранулы.
На один километр такой дороги уходит 684 тыс. бутылок из пластика или почти 2 млн. полиэтиленовых пакетов. Применение новой технологии – эффективный способ выравнивания дорог и заполнения выбоин. Гранулы соединяют с запатентованным активным веществом и фасуют для дальнейшей реализации.
В интервью корреспонденту Би-би-си представитель компании заявил, что данная смесь улучшает качество битума и значительно экономит использование природных ресурсов. Традиционно для покрытия применяют сырую нефть, камни, известняк и песок. В новом варианте часть наполнителей заменяется пластиковыми гранулами. Они растворяются в битуме и становятся безопасными с точки зрения того самого микропластика, распространением которого озабочены современные экологи.
К тому же новый асфальт выделяет в разы меньше углекислого газа в атмосферу и может перерабатываться не один раз. Пока остается открытым вопрос о воздействии суровых шотландских климатических условий на новый вид дорог.
Американцы не отстают от европейских коллег. В Сан-Диего введена в эксплуатацию первая дорога из пластиковых отходов. В качестве испытательного полигона был выбран участок перед общежитиями кампуса. Если покрытие докажет свою состоятельность, планируется вымостить всю территорию университета.
Кроме того, подобные технологии уменьшают долю нефти в составе асфальта, что более выгодно с точки зрения финансовых затрат. Планируется постепенное расширение альтернативного способа асфальтирования по всей территории США. Страна, в которой автомобильные дороги являются главным способом передвижения, остро нуждается в новых трассах.
Прочность покрытия зависит от материала для гранул. Например, у пакетов и бутылок различные свойства, соответственно, эти предметы будут использоваться и для разных целей. Из одних получаются прочные дороги для тяжелой техники, из других – рассчитанные на меньшую нагрузку. Пластмассы полностью гомогенезируются в смеси и превращаются в модифицированный битум со свойствами пластика, не выделяясь в атмосферу в виде микрочастиц; уменьшаются и выбросы парниковых газов.
Читайте: В Новой Зеландии придумали как из пластиковых бутылок делать трубы