Телемедицина, законодательный базис у которой появился лишь в прошлом году, уже успела стать вполне весомым сектором рынка. Максим Чернин, председатель совета директоров компании «Доктор рядом», одного из пионеров российского рынка телемедицины, рассказал о специфике отрасли, а также о своем видении ее будущего.
Довольны ли вы темпами развития?
За прошедший 2018 год объем продаж в части цифровых медицинских сервисов, прежде всего телемедицинских, составил примерно 360 млн рублей. И в первом квартале текущего года мы продолжили положительную динамику. Специфика сервиса «Доктор рядом» состоит в том, что мы работаем по годовым подпискам. Так вот, на сегодня у нас 5,5 млн прикрепленных к сервису клиентов, а по итогам прошлого года было около 3,7 млн. Радует рост показателя консультаций на одного обратившегося: сегодня он составляет примерно 2,3 консультации. Это значит, что однажды протестировав сервис, клиент продолжает им пользоваться.
В основном сегодня клиенты попадают к нам либо через страховые, либо через банковские продукты. Эти партнеры с удовольствием включают наши услуги в собственные продукты в целях повышения их потребительской ценности. У нас около 50 партнеров, среди которых такие известные игроки, как «Сбербанк», «Ренессанс Страхование», «Росгосстрах», «Уралсиб», «Русский стандарт», «Альфа Страхование» и множество других. Если говорить о партнерах-страховщиках, то их около 25, причем из 20 крупнейших страховщиков страны с нами работают 16.
Около 25-30% клиентов получают наш сервис в составе ДМС, другие попадают к нам через немедицинские продукты, такие как страхование жизни, например, или коробочные банковские продукты. В целом около 75% клиентов пришли к нам по каналам, так или иначе связанным с банками. В развитии канала продаж очень помогает тот факт, что не только я, но и ключевые члены команды и даже основатели проекта «Доктор рядом» — Леонид Меламед, Владимир Гурдус — долгое время работали на страховом рынке. Мы очень хорошо знаем его потребности.
Как развивается продуктовая линейка?
В прошлом году основным продуктом был именно телемедицинский сервис. Это два основных варианта услуги — либо дежурные врачи (педиатры и терапевты), которые доступны в режиме 24/7, либо профильные врачи, к которым можно обратиться за консультацией по предварительной записи. Дежурные врачи у нас занимаются преимущественно телемедициной, а узкие специалисты активно совмещают прием в клиниках с удаленными консультациями. Плюс у нас были еще такие продуктовые опции, как «Психологи онлайн» и «Второе медицинское мнение».
Уже в 2019 году мы запустили несколько новинок. Первый — это так называемый «Теле-чекап», — коробочный продукт, в рамках которого клиент приобретает определенный набор анализов (общих или специализированных), ему помогают подобрать удобную для него медицинскую лабораторию (у нас несколько сетей-партнеров), сдает анализы и видит свои результаты в личном кабинете сервиса «Доктор рядом». Затем он записывается на видеоконсультацию со специалистом по диагностике, который составляет для пациента подробную карту здоровья, обращая особое внимание клиента на имеющиеся зоны риска по основным системам жизнедеятельности организма. Мне кажется, что потенциал здесь огромен.
Самый свежий продукт — онлайн-консультации диетологов, причем основанные именно на медицинском подходе. У людей разные задачи: кто-то хочет похудеть, кто-то набрать вес, кто-то понизить уровень холестерина или сахара. Продукт предлагает формирование персональной схемы питания, эффективной для конкретного человека и также основанный на результатах анализов.
В планах — узконаправленные продукты по психологии и дальнейшее развитие линейки ЗОЖ-продуктов. И очень важным направлением для себя мы видим развитие связки онлайн- и офлайн-услуг. Телеконсультации — это здорово, но лечить по телефону или видеосвязи нельзя. Сервис будущего должен предлагать не только телеконсультации, но и, например, рекомендовать конкретных специалистов по месту проживания клиента, дистанционно контролировать ход лечения. Для этого мы будем расширять сотрудничество с региональными клиниками.
И еще одно перспективное направление — это носимые датчики. У нас есть договоренности о развитии сотрудничества с производителями такого оборудования.
Как складывается конкурентная среда в телемедицинском секторе? Ведь в это направление зашли несколько крупных игроков, в том числе телекоммуникационные гиганты.
С лета 2017 года, когда законодательная база была только сформирована, стало появляться множество телемедицинских сервисов. Потом был период, когда такие сервисы закрывались — по разным причинам (кому-то не хватило финансирования, кто-то не нашел свою клиентскую базу и не смог предоставить рынку уникальное торговое предложение). На рынке остаются только серьезные игроки. Среди телеком-операторов в этом бизнесе сегодня активно развивается МТС — в составе АФК «Система» есть и медицинские активы, и это дает хороший базис. Другие игроки телекома пошли по пути партнерства с внешними игроками сектора цифровой медицины.
Мы развивались изначально с медицинского базиса. У основателей компании, несмотря на то, что они работали в разных секторах, именно медицинское образование. Поэтому — да, мы знаем, что такое продукт, как его лучше продвигать и развивать, но мы помним, что наш бизнес — это именно медицина, и главный принцип «не навреди» священен. Цена ошибки может быть слишком высокой.
Впрочем, тот факт, что на рынке развивается конкуренция, — это хорошо. Это начальный этап развития цифровой медицины, места под солнцем хватит всем. Монополия или олигополия здесь — плохой вариант. Мне кажется, наш рынок имеет огромные перспективы, и через пару лет технологические сервисы будут предлагать все серьезные медицинские клиники. Вот как сейчас уже непросто найти учреждение, где на прием нельзя записаться онлайн, так вскоре будет сложно найти клинику без услуги телемедицины. А усилиями государства, я уверен, в течение двух-трех лет телемедицина появится и в государственных городских поликлиниках.
Какие основные сложности и проблемы в развитии вашего и подобных ему сервисов можно отметить? Как они преодолеваются?
Одной из главных сложностей на этапе запуска сервиса для нас стала подготовка врачей. Ведь нельзя просто взять любого врача, посадить его за компьютер и ожидать, что он легко справится с новой задачей. Существуют юридические ограничения, есть сформировавшиеся навыки, привычки. Кроме того, для того, чтобы консультировать дистанционно, врач должен обладать высоким уровнем эмпатии. Надо реагировать на настроение клиента, понимать его психологическое состояние. К этому врача надо готовить.
Другой проблемой стал низкий уровень информированности о том, что такое телемедицина, о возможностях данного сервиса. В широких массах к такому формату пока нет высокого уровня доверия, а многие и в принципе не слышали о возможности получить подобную услугу. Многие считают, что телемедицина — это что-то вроде сеансов Чумака и Кашпировского, которые воду и кремы заряжали через телевизор. Впрочем, это закономерный этап развития рынка, и в будущем ситуация будет стремительно меняться.