Найти тему
Александр Матусевич

Любимые мужчины Любови Казарновской

Любовь Казарновская. Книга “Оперные тайны”
Любовь Казарновская. Книга “Оперные тайны”

Талантливый человек талантлив во всем. Эта расхожая аксиома на самом деле вовсе аксиомой и не является. В особенности, если мы говорим о музыкантах, тем паче, о певцах: многие из них, даже очень талантливые и знаменитые, выходя на сцену и овладевая умами и душами тысяч слушателей-зрителей, оказывались весьма беспомощными созданиями, как только ступали на несвойственную им территорию.

Для многих певцов диалог, рассказ о своем искусстве, о понимании исполняемой музыки, да даже просто о каких-то житейских, весьма обычных вещах, представляет неимоверную проблему. Интервью, тем более публичный монолог – разговорный жанр, всё, что не связано с пением, вызывает настоящие муки ада.

Что-то подобное, может быть даже еще и в большей степени, относится к литературному творчеству: не так много найдется книг, написанных лично оперными певцами. Чаще всего в этом случае они прибегают к услугам литераторов, да и сами эти книги – сугубо мемуарного характера, где закулисные интриги перемежаются со «статистическими отчетами» – где, когда, с кем и сколько раз спел такую-то партию. Такая литература, при всех издержках, тем не менее, весьма интересна, и пользуется популярностью у меломанов – умалять ее достоинств не стоит.

Но автор этой книги – что называется, совсем из другого теста. Она не только знаменитая певица, незаурядный интерпретатор вокальных шедевров, но человек, безусловно, талантливый, причем талант ее проявляется в самых разных областях творчества. И аксиома, с которой мы начали, как раз очень даже про нее.

Помимо пения в опере и на концертной эстраде, где она достигла немалого, Любовь Казарновская успешно снимается в кино и играет на драматической сцене, ведет просветительские программы на радио и телевидении, заседает в жюри конкурсов, проводит мастер-классы и устраивает академии.

О том, что Казарновская – блестящая рассказчица, человек энциклопедических знаний и метафоричной, образной, аппетитной речи знает, пожалуй, каждый. Даже ее явные недоброжелатели и яростные оппоненты (а такие у этой личности есть, и, наверно, их не может не быть у столь яркого человека-явления) всегда признают – говорить Казарновская умеет.

Оказывается, она еще умеет и писать, свидетельством чему – уже вторая вышедшая из под ее пера книга. В 2016 году издательство «Э» одарило мир первой ее работой – «Любовь меняет всё», где певица, праздновавшая в том году знаменательный юбилей, поведала о своем жизненном пути с разных сторон – и о творчестве, и о сугубо личном, и даже об образе жизни. И вот только что (она была презентована на Московской книжной ярмарке-2019) появился новый фолиант: издательство «АСТ» выпустило «Оперные тайны» – «роман о музыке, об опере, в котором нашлось место и строгим фактам, и личным ощущениям, а также преданиям и легендам».

Пять разделов книги посвящены пяти героям – пяти любимым композиторам Казарновской, в операх которых она блистала на российской и мировой сцене.

Пальма первенства, конечно же, у Петра Ильича Чайковского: «Онегин», «Пиковая», «Иоланта», «Мазепа», «Черевички» – главные женские образы этих опер, пленительные и цельные, в разные годы были спеты певицей в разных театрах мира, а также все его сто три романса – спеты и записаны в студии. Чайковский – особая любовь, особый трепет, особая печаль, особая душа: в главе, посвященной ему, Казарновская исследует хрупкий мир его образов, уделяя особое внимание своей любимой героине – пушкинской Татьяне. Здесь она так глубоко погружает читателя в рассуждения о великом поэте и великом композиторе, что невольно вспоминаются бессмертные литературные одиссеи гениальных Лотмана или Эйдельмана.

Второй герой – по счету, но не по значению – лучезарный Моцарт. Керубино, Сюзанна и Графиня в «Свадьбе Фигаро», Анна и Эльвира в «Дон Жуане», Вителлия в «Милосердии Тита», партия сопрано в его знаменитом Реквиеме.

“Моцарт — абсолютный показатель всех качеств исполнителя, лакмусовая бумажка, тест на профессионализм!”

– говорит Казарновская.

“Там не спрячешься ни за эмоцию, ни за актерскую игру, все просчеты в технике, интонации, фразировке, артикуляции, динамике – все вылезает наружу у всех музыкантов без исключения. А диапазон! Вителлия в «Милосердии Тита» — что за голос? Соль малой и ре третьей октавы!..
Я должна была обуздать темперамент и научить свой голос петь инструментально, подвижно, с хорошим пониманием, как исполнять речитатив, как правильно насыщать моцартовскую фразу тембром, а где его «подсушить»”.

Если о Чайковском певица говорит доверительно, сердечно, как о близком родственнике, которого хорошо понимает и чувствует, то о Моцарте – с пиететом, как о солнечном божестве, озарившем мир своей гениальностью.

О третьем герое, о Джакомо Пуччини, Казарновская знает, кажется всё – поэтому раздел, посвященный ему почти такой же значительный, как и о Чайковском. Мими и Мюзетта, Тоска и Баттерфляй, Лю и Манон – вместе с дорогими ее сердцу пуччиниевскими героинями певица проводит читателя через тайны драматургии опер великого мастера из Лукки, сравнивает страницы его творчества то с Легаром, то с Массне (в произведениях обоих Казарновская пела, а Пуччини дружил с первым и заочно соперничал со вторым), рассказывая уникальные подлинные истории обаятельных и самобытных прототипов женских персонажей его бессмертных творений.

Великие Мирелла Френи и Рената Скотто дополняют эти картины своими наблюдениями, также как и великий Франко Дзеффирелли, хрестоматийную «Богему» которого помнит весь мир, – со знаменитыми итальянцами Казарновская много работала и дружила.

Два последних кавалера – Верди и Штраус. Итальянского маэстро Казарновская исполняла очень много (обе Леоноры, обе Амелии, Виолетту, Алису, Абигайль, Лиду, Дездемону, Елизавету, партию сопрано в Реквиеме), немецкого – гораздо меньше (Саломею и Аитру в «Елене Египетской», камерные произведения), но каждый из них оставил глубокий след в ее жизни и творчестве.

Верди – музыка для голоса, музыка для сердца; Штраус – скорее музыка для ума, хотя и он порой бывает шквально эмоционален, особенно в своей экспрессионистской ипостаси. Они оба жили очень долго и написали очень много, оба – глыбы, но каждая из этих джомолунгм ценна по-своему и воспринимается и понимается публикой по-разному.

Несмотря на свой определенно вердиевский голос и огромный вердиевский репертуар, искреннюю любовь к итальянскому классику и его родине (не случайно, именно здесь, в солнечной Италии, Казарновская сегодня чаще всего устраивает свои академии), партией всей ее жизни, единственной, сопоставимой с по определению «своей без остатка» Татьяной стала штраусовская Саломея.

В отличие от Верди Штраус до сих пор остается гораздо меньше известным в России, и каждой строчкой своего повествования Казарновская хочет влюбить российского читателя в эту личность, в сложный мир его произведений, донести экзотическую красоту его образов до сознания соотечественников. Отсюда – подробное исследование жизни и творчества, масса важных, уникальных деталей, познать которые певице позволили долгие годы жизни в Баварии, на  родине композитора, емких и своеобразных размышлений о его музыке.

Увлекательное путешествие по эпохам и стилям, операм вместе с их создателями еще не окончено: Любовь Казарновская обещает вскоре порадовать своих читателей продолжением этой одиссеи. Думается, ей еще есть много, что сказать.

Будут ли это те же герои, рассказы о которых расширятся и углубятся, дополнятся новыми красками и деталями, или это будут совсем другие персонажи, возможно, не только композиторы, но и исполнители – поживем, увидим. Одно очевидно: новое уникальное исследование будет не менее интересным, чем то, что уже вышло в издательстве «АСТ»: «Оперные тайны» с таким рассказчиком раскрываются во всем своем блеске, а музыка, рожденная высокими движениями души, становится ближе и понятней.

25 сентября 2019 г., "Новости классической музыки"