Найти тему
Мир кораблей

Охота на «белых слонов»

Подводные лодки всегда были и остаются единицами, атакующими из засады беззащитную или невнимательную цель. Долгое время они считались оружием трусов, пока высокая эффективность их применения не изменила общее отношение к классу.

Однако, случались в истории и случаи, когда одна подлодка переворачивала буквально всё с ног на голову. Эта история именно о такой подлодке и ее величайшей победе, заставившей уважать этот класс. Это история о бое 22 сентября 1914 года.

Первые месяцы Первой мировой войны характеризовались крайней пассивностью Императорских военно-морских сил, не предпринимавших практически никаких усилий для того, чтобы сорвать переброску во Францию Британского экспедиционного корпуса и нарушить его линии снабжения. Положение еще больше усугубилось после сокрушительного разгрома германских крейсерских сил в ходе сражения в Гельголандской бухте 28 августа 1914 года.

Тем не менее, командование Королевского ВМФ не могло пренебрегать угрозой возможного удара германских крейсерских сил по судоходству в Ла-Манше. Для предотвращения подобных атак, в частности, была организовано т.н. "Южное соединение" под командованием контр-адмирала Артура Кристиана, основной ударной силой которого стала 7я крейсерская эскадра (также известная как «крейсерская эскадра С») под командованием контр-адмирала Генри Харви Кэмпбелла (флагманский корабль эскадры - "Башшанти"), состоявшая из шести устаревших броненосных крейсеров типа "Кресси". Флагманский корабль соединения - крейсер "Юриалес".

Крейсер "Крсси"
Крейсер "Крсси"

Силы под командованием контр-адмирала Кристиана патрулировали район между Доггер-банкой и побережьем Нидерландов, известный среди британских моряков как "Широкие четырнадцатые", прикрывая с востока Гарвичское соединение. Число кораблей в патруле постоянно менялось - в плохую погоду отряды эсминцев возвращались на базу в Гарвич, также периодически 1-2 крейсера выводились из патрулирования для пополнения запасов угля.

Императорский военно-морской флот, все еще не оправившийся после поражения в Гельголандской бухте, был крайне ограничен в своих действиях. Выход в море одиночной подводной лодки U-9 20 сентября не был частью какого-либо стратегического плана противодействию Королевскому военно-морскому флоту. Действия субмарины носили сугубо демонстративный характер. Как и в Великобритании, в Германии далеко не все были уверены в боевой эффективности подводных лодок.

подводная лодка U-9
подводная лодка U-9
Броненосные крейсера типа Кресси строились в 1898-1902 годах и предназначались для защиты британских морских коммуникаций от потенциальной угрозы со стороны французских и русских крейсеров. Несмотря на весьма мощное вооружение (2 234-мм и 12 152-мм орудий), эти корабли в 1914 году считались морально устаревшими. Машины крейсеров были в плохом состоянии, что ограничивало их скорость максимум 15 узлами, хотя обычно удавалось развить только 12 узлов. Существенным недостатком конструкции было отсутствие противоторпедной защиты. Единственным существенным достоинством этого типа крейсеров к 1914 году оставалась хорошая мореходность. По сути, это были "белые слоны" - красивые, но практически бесполезные единицы.

Экипажи крейсеров почти полностью состояли из плохо подготовленных флотских резервистов. На флоте эскадра сразу получила прозвище "эскадра-живец", что не способствовало поднятию боевого духа.

При этом командовавший гарвичским отрядов подводных лодок коммодор Роджер Кийс обратил внимание первого лорда Адмиралтейства сэра Уинстона Черчилля на неоправданный риск использования в патрулях устаревших крейсеров с плохо подготовленными экипажами. Черчилль попытался добиться от штаба Адмиралтейства замены устаревших кораблей на более современные, но до ввода в строй более подходящих для патрулирования легких крейсеров типа Arethusa это было невозможно.

Подводная лодка U-9 была введена в строй в 1910 году, и к началу Первой мировой войны уже считалась устаревшей, используясь в основном для обучения подводников. В то же время команда подводной лодки отличалась очень высоким уровнем подготовки: незадолго до начала войны, 16 июля 1914 года, экипаж под командованием капитан-лейтенанта Отто Веддигена впервые в истории осуществил перезарядку торпедного аппарата в подводном положении.

Капитан Отто Веддиген
Капитан Отто Веддиген

20 сентября 7-я крейсерская эскадра в составе "Юриалеса", "Абукира", "Хога" и "Кресси" вышла в море для очередного патрулирования. Возглавлял эскадру взамен отсутствовавшего контр-адмирала Кэмпбелла контр-адмирал Кристиан, однако из-за равноденственных штормов легкие крейсера, эсминцы и тем более подводные лодки остались в Гарвиче. Во время шторма 20 сентября "Юриалес" лишился антенны радиостанции и Кристиан принял решение отвести свой флагман на базу. Перейти на борт другого корабля было невозможно, и старшим по уменьшившемуся до трех кораблей отряду был оставлен капитан крейсера "Абукир" кэптен Дж. Драммонд. При этом Драммонду не было дано право в случае необходимости вызвать из Гарвича остальные силы Южного соединения. И несмотря на то, что 21 сентября погода значительно улучшилась и волнение моря стало приемлемым для действий эскадренных миноносцев, контр-адмирал Кристиан не отдавал им приказ на выход в море вплоть до 22 сентября.

Утром 22 сентября волнение стихло. По состоянию на 6:00 крейсера патрулировали позицию между устьем Темзы и британскими минными полями, выстроившись в линию с интервалом 2 морских мили и поддерживая ход в 10 узлов. Хотя Драммонд больше беспокоился о возможных атаках эскадренных миноносцев и торпедных катеров, чем подводных лодок, впередсмотрящим был тем не менее отдан приказ следить за возможным появлением перископов. На крейсерах было готово к одно орудие с каждого борта.

Карта атаки U-9 на британскую эскадру
Карта атаки U-9 на британскую эскадру

U-9 находилась в море с 20 сентября с приказом атаковать британские транспорты, однако была вынуждена пережидать шторм в подводном положении. В 6:10 22 сентября на U-9 заметили британские крейсера, и Веддиген принял решение атаковать. В 6:20 он выпустил с 550 ярдов торпеду в головной корабль ("Абукир"), добившись попадания в левый борт. Не имевший противоторпедной защиты крейсер принял много воды в машинное отделение и сильно накренился несмотря на контрзатопление. Было принято решение оставить корабль, но отказавшие паровые приводы лебедок осложнили спуск на воду катеров и шлюпок. Кэптен Драммонд вначале решил, что корабль наткнулся на плавучую мину, поэтому приказал "Кресси" и "Хогу" подойти для оказания помощи. Понимание того, что "Абукир" стал жертвой подводной лодки, пришло слишком поздно: командир "Хога" кэптен Вилмут Стюарт Николсон начал спасательную операцию несмотря на предупреждение от Драммонда, прикрыв свой корабль корпусом тонущего "Абукира".

Повести в бой легендарные корабли, показать себя умелым морским волком и изрядно повеселиться вы можете в World of Warships - лучшей игре про флот. Переходи по ССЫЛКЕ, регистрируйся и получай ценные призы!

Это ему не помогло: U-9 обошла на перископной глубине свою медленно тонущую жертву и с 300 ярдов атаковала двумя торпедами "Хог". Одна из торпед попала в корпус крейсера в районе кормового погреба 234-мм снарядов и вызвала их детонацию. Через 5 минут Николсон отдал приказ оставить корабль, через 10 минут он опрокинулся и в 7:15 затонул.

"После пуска двух торпед одновременно U-9 практически всплыла на поверхность и была обстреляна с "Кресси". Командир ведшего огонь орудия уоррент-офицер Альберт Догерти доложил о прямом попадании в подводную лодку, которую на британском крейсере посчитали уничтоженной. Это оказалось ошибкой: в 7:20 U-9 выпустила с 1000 ярдов две торпеды из кормовых аппаратов. Одна из них попала в правый борт крейсера. Веддиген приказал развернуться и в 7:25 добил британский корабль последней оставшейся торпедой из носового аппарата с дистанции 550 ярдов. Эта торпеда попала "Кресси" по левому траверзу. Корабль быстро перевернулся, но оставался на плаву килем вверх до 7:55.

Тонущий после попадания торпеды крейсер
Тонущий после попадания торпеды крейсер

Спасательная операция началась в 8:30 силами голландских моряков с траулеров "Флора" и "Титан". Они подняли из воды 286 моряков. Затем к ним присоединились британские траулеры. В 10:45 к месту боя подошли эсминцы Гарвичского соединения, принявшие сигнал бедствия. Они попытались найти и уничтожить U-9, однако Веддиген скрылся под водой, успешно вернувшись в порт на следующий день.

Потери Королевского флота составили 1459 погибших, в том числе 62 офицера. 286 спасенных голландцами моряков были репатриированы 26 сентября 1914 года. Контр-адмирал Кристиан получил от Адмиралтейства выговор. Кэптена Драммонда критиковали за несоблюдение рекомендаций Адмиралтейства по противолодочной обороне, но высоко оценивали его поведение во время боя.

Среди выживших особенно примечательной оказалась судьба мичмана Венмана Уикэма-Масгрейва, служившего на "Абукире". После гибели крейсера ему удалось вплавь добраться до "Хога", а после того как и второй корабль начал тонуть - до "Кресси". Уикэму-Масгрейву удалось спастись и с этого корабля. Он считается единственным моряком Королевского флота, который пережил гибель трех кораблей от торпедной атаки за один час.

Скоротечная гибель трёх крупных боевых кораблей, которые оказались неспособны дать противнику хотя бы малейший отпор, буквально потрясла британское Адмиралтейство и вызвала крайне серьёзный негативный резонанс в общественном мнении Великобритании. Данный инцидент стал сильным ударом по престижу Королевского флота. Не только простым людям, но и многим офицерам флота казалось почти невероятным, что одна подводная лодка водоизмещением всего 500 тонн и с экипажем 28 чел. всего за час безнаказанно уничтожила три крейсера общим водоизмещением 36 тыс. т., причём погибли 1459 человек из их экипажей — почти столько же, сколько погибло английских моряков в Трафальгарском сражении.

Экипаж U-9, в свою очередь, ждала праздничная встреча. Весь экипаж был награжден Железным крестом II класса, а капитан-лейтенант Отто Веддиген - крестом I класса и рядом других высоких наград. Увеличенную копию Железного креста также установили на рубку U-9.

По мнению британских военных и историков, главной причиной успеха U-9 стал психологический фактор. Флот не воспринимал всерьез угрозу со стороны подводных лодок, что привело к несоблюдению мер противолодочной обороны.

Уже в следующем боевом походе U-9 15 октября 1914 года встретившиеся Веддигену крейсера 10й крейсерской эскадры ("Хоук", "Тесей" и "Эндаймидон") двигались противолодочным зигзагом, постоянно меняя курс и скорость движения. Лишь когда "Хоук" застопорил ход для приема почты, а потом некоторое время следовал одним курсом, экипажу U-9 удалось уничтожить его попаданием торпеды.

Примечательно, что карьера Веддигена, складывавшаяся столь блестяще, оказалась прервана спустя полгода: U-29 под его командованием оказалась жертвой тарана линкора (!) "Дредноут". Прочитать об этом линкоре, изменившем историю кораблестроения, вы можете по ССЫЛКЕ.

В 1954 году правительство Великобритании продало права на подъем затонувших крейсеров фирме «Mayer, Newman & Co. Ltd», однако после 1961 года никаких официально санкционированных работ на месте не проводилось. Место боя стало популярной достопримечательностью среди дайверов. В 2011 году голландские активисты обратились в правительство Великобритании с просьбой принять меры по официальной защите места гибели крейсеров как военного захоронения. В 2017 году министр обороны Великобритании подписал приказ о включении останков "Абукира", "Кресси" и "Хога" в число охраняемых законом воинских захоронений.

Если вам понравилась эта новость - ставьте лайки, делитесь с друзьями, подписывайтесь на нас!