Высшие менеджеры (руководители) не любят заводить-развивать разговоры про кризис и кризисное состояние компании ... кроме, конечно, одного случая - поговорить про внешний кризис, как причину-оправдание всех "наших неприятностей в компании"
Интуитивно, они чувствуют "тонкий лед" - можно подскользнуться ...
Из чего сделан кризис
Дело в том, что кризис возникает при сложении двух условий:
- Неблагоприятные факторы воздействующие на всю систему (в целом). Сразу оговоримся, что один (локальный) отдел продаж не м.б. источником кризиса.
- Доминирующее (управленческое) мировоззрение не в состоянии правильно отразить причинно-следственные связи и создает защитные механизмы. Упрощенно говоря, управление - неадекватно (ситуации и ее динамике).
Второе условие прямо связано с топ-менеджментом и возникновение кризиса всегда будет связано с ролью менеджмента (большей или меньшей - надо еще разбираться).
В зависимости от степени влияния 1 и 2 условий кризис может развиваться по двум вариантам:
1 тип кризиса.
Преобладает влияние 1 условия (тотально-неблагоприятных условий). Например на рынке недвижимости упал спрос на 70%. А менеджмент не смог адаптироваться , адаптировать компанию под такие сверх-экстремальные условия. Даже если не справится, то можно сказать, что это скорее беда , чем вина менеджмента, но здесь он выступает в роли пожарного.
2. тип кризиса.
Преобладает 2 условие (неадекватный менеджмент). Т.е. менеджмент идет на сверх-рискованные решения (закредитование под мега-проекты, например) - заряжает кризисную ситуацию, а потом случается 1 условие падение рынка даже на 30% рождают кризис. Тут менеджмент выступает в роли поджигателя.
Зачем различать типы развития кризиса
Это имеет решающее значения для ответа на вопрос - как работать с топ-менеджментом ?
В 1-м типе / сценарии менеджменту нужно помогать всеми силами и давать ресурсы какие можно добыть ...
Во 2-м типе / сценарии, когда менеджмент действует неадекватно и\или является апологетом кризиса, то нельзя вливать ресурсы ( они уйдут в песок) и менеджмент требуется менять ... Пригодится внешний кризис-менеджер.
кризис менеджмент - разновидность интерим менеджмента , и не имеет ничего общего с арбитражным управлением и банкротством
Подробно интерим-менеджмент будет рассмотрен на круглом столе 8 октября в Московской ТПП
Менеджмент погруженный в компанию и кризис не может объективно оценить свою роль и тип развития кризиса ! Лучше, если это сделает совет директоров, собственник (не участвующий в управлении) или по их заказу внешний эксперт.
Разобравшись с главным вопросом можно дальше двинуться по антикризисной дорожной карта: шаги № 1-5 и шаги № 6-8, или заказать создание антикризисного штаба и плана.
----------------------
Елисеев Сергей Валерьевич, президент Союза независимых экспертов интерим менеджеров