Найти тему
Сергей Климентьев

По рекам России на яхте. День 3. Санкт-Петербург.

Читать с начала - день 1.

Проснулись мы около 9 утра. Александр, кэп «Оливии», уже готовил свою яхту к разоружению - нужно опустить мачту для прохода под низкими питерскими мостами.

Не завтракав, чтобы не терять времени, я вместе с экипажем «Оливии» отправился в администрацию яхт-клуба договориться по поводу крана.

Встретились с директором, заполнили заявки, заплатили. На всю бюрократию ушло час-полтора!

Только после оплаты начальник сообщил, что крановщик будет в 3 часа дня!

То есть, прикидываю, что в 15 часов начнём процесс съема мачты, в 16 закончим, пока то, да сё, в 17 отойдём. Идти придётся, значит, в ночь, это плохо.

Надо было заранее предупредить яхт-клуб о своем приходе. Но нам этого не удалось, по тем телефонам, что есть в открытых источниках, никто трубку не поднимал. Поэтому укажу здесь актуальные номера на август 2019. Телефон городской (812) 235-66-36, мобильный начальника яхт-клуба 8-964-338-нольпять - семьдесят.

Выбора у нас нет... Чтож. Будем ждать 15-ти часов. Начальник при нас позвонил крановщику и попросил его приехать поскорее.

Мы вышли из офиса биг-босса и отправились к своим лодкам. Погодка хорошая, солнце, не холодно.

Итак, стоимость стоянки для наших 8,5 метровых яхт 1500₽/ночь за яхту. Работа крана по снятию мачты 2000₽ за каждую яхту.

Расположение крана в центральном яхт-клубе СПб.
Расположение крана в центральном яхт-клубе СПб.

Позже нам сказали, что есть ещё яхт-клуб с краном в окрестностях, кто пойдёт через Питер, или кто знает, разведайте новое место, может там быстрее/дешевле?

Тем временем, Александр («Оливия») руководил одним из наших матросов - вынули все фалы из стопоров, ослабили ванты, раскрутили штаг и ахтер-штаг, сняли грот и гик, подготовили мачту к съему.

У нас есть свободное время до 15 часов, и мы снарядили другого матроса на такси в магазин за «Кронидовым».

«Кронидов» - это готовая еда, порционированная на 1 человека и упакованная в герметичный пакет. Ее нужно лишь подогреть. Просто положить пакет в горячую воду и подождать минут 10, пока содержимое нагреется.
Это не всякие там готовые перловки и борщи, которые продаются в Ашанах.
Кронидов, это по-домашнему вкусно и, как они сами говорят, без консервантов.
Отличный вариант для готовки в условиях качки или когда совсем лень.
Заказы отправляются из Питера СДЭКом.
Посоветую kronidov.ru
PS. за рекламу мне не платят. Просто попробуйте на вкус сами... ))

В полдень к нам прибыл новый член команды Алексей. Леха - интернет маркетолог, а в прошлом музыкант. Слово яхтинг вызывало у него стойкую ассоциацию с прогулкой с бокалом шампанского и мулатками в бикини на палубе. (Позже он познает истинное лицо яхтинга). Алексей планирует прокатиться по Неве, поселфиться и сойти на берег сегодня вечером или на следующий день. Ему присваивается роль туриста с самыми минимальными обязанностями.

***

Крановшик пришёл раньше, и в 13 часов мы приступили к «завалу» мачты. Сделали из швартова петлю, подцепили ее за крюк крана, раскрутили талрепы, крановщик приподнял мачту и мы аккуратно положили ее на палубу на заранее подготовленные деревянные бруски. Закрепили на носовых и кормовых рейлингах, все подвязали. Весь процесс занял менее часа.

Мачта торчала на два метра с кормы и на два метра с носа яхты. Сложнее будет швартоваться с такой торчащей "палкой", но это мы поймём позже.

После нас мачту снимала «Оливия». Мы помогали.

Когда все было готово, мы перепарковались к рядом стоящей плавучей АЗС и залили до полного дизельный танк (бак). Канистра была полной после предыдущей заправки в Лаволе.

В 15-15.30 мы отошли от яхт-клуба и пошли по Малой Неве вверх по течению.

Маршрут третьего дня. От центрального яхт-клуба СПб до п. Усть-Ижора.
Маршрут третьего дня. От центрального яхт-клуба СПб до п. Усть-Ижора.

Я включил речную радиостанцию на 5 канале. Теперь радиообмен ведём на речных частотах, морская радиостанция больше не нужна. Специально купил радиостанцию речного диапазона «Аргут».

Без рации в дальнем походе никуда: без неё не прошлюзуют, она необходима для радиообмена с судами на узких фарватерах и, особенно, в ночных переходах. Рация - это безопасность экипажа и лодки. Мпока не осознаём всей важности рации, но чуть позже в походе поймём.

Рацией «Аргут» доволен. Много отзывов читал и положительных и не очень. Заряд держит около 2-2,5 суток при непрерывном использовании, вообще не выключали. Связь громкая, четкая, нас слышно тоже прекрасно. «Аргут» - это эконом класс, поэтому обращаться с ней надо аккуратно, особенно с антенной, жесткая пластмасса легко может сломаться и кораблям будете махать флажками! В общем и целом, рация отличная, советую!

В эфире стоял НЕПРЕРЫВНЫЙ «треск» переговоров. Просто непрерывный поток информации от самых разных судов на Неве: "метеор следует с Петровского фарватера", встречный метеор докладывает о своём выходе из Невы, прогулочный «Москва» отходит от какого-то причала, другой прогулочный выходит из Фонтанки, третий швартуется куда-то там, четвёртый обгоняет по левому борту, ........ десятый выходит из Большой Невки!!! Капец!

Если кто-то из судов будет вызывать именно нас - захочешь - не разберёшь! Я просто сделал громкость на минимум, чтобы не отвлекала.

Идём средним ходом по левой кромке судового хода. Идём мы по правой стороне, но именуется она левой, так как берега реки определяются, если следовать вниз по течению.

То есть, правый берег - справа, а левый - слева, если идти по течению сверху вниз. А если идешь вверх, то есть против течения, то все наоборот.
Соответственно, правая кромка судового хода (правая по течению) ограничивается красными знаками (красными буями), а левая (в данном случае наша сторона) зелёными или белыми.

Идем не спеша, проходим под мостом Бетанкура, русло узкое, фарватер узкий, течение в узостях становится сильным. Я добавил газа, скорость выросла не значительно. А нам больше пока и не надо, адаптируемся к просто нереально высокому судовому трафику.

Крутые ощущения! Был в Питере туристом, смотрел всегда на Неву с берега. И не мог в мыслях допустить, что когда-то, через сколько-то лет буду смотреть на тот же Питер с воды. Не с прогулочного теплоходика, а с яхты! Управляя ей! И то, что мне будет не до красот Питера, потому что будут мурашки бежать от нервозности от высокого траффика десятков и десятков судов и суденышек, метеоров, теплоходов, катеров, лодок.

Вот прошли Тучков мост. Ориентируемся по знакам на мосту. Нам следует проходить под тем пролетом моста, над которым висит треугольник (как «уступи дорогу» в дорожных знаках). Он обозначает пролёт моста для маломерного флота.

Идём с заваленной мачтой по Санкт-Петербургу. Подходим к Биржевому мосту. Следуем в правый пролёт моста.
Идём с заваленной мачтой по Санкт-Петербургу. Подходим к Биржевому мосту. Следуем в правый пролёт моста.

Прошли под Биржевым мостом, и вот тут началась «движуха»! Это стрелка Большой и Малой Невы.

Как описать словами. Это мириады прогулочных корабликов и кораблей. Причём они движутся каждый в своём направлении, поворачивают, разворачиваются, рядом на бешеной скорости пролетают метеоры.

Нева. Вид со стороны стрелки Васильевского острова.
Нева. Вид со стороны стрелки Васильевского острова.

Когда туристом катаешься на теплоходе, этого даже не замечаешь, любуешься окружающим пейзажем.

Когда сам за рулем, за штурвалом и отвечаешь за все, да ещё опыт самостоятельного управления всего ничего и оказываешься в ТАКОМ месте впервые!.. Жесть!

Это, тоже самое, как если тебе пару раз давали прокатится за рулём в деревне в поле, а сейчас ты сел за руль в Москве в центре в час пик! Ну как-то так.

Фото сделал всего одно-два в топовых местах.
Фото сделал всего одно-два в топовых местах.

Поселфиться не удалось, зато парни успели пощёлкаться.

В общем, пересекаем этот «хардкор» стрелку по более перпендикулярной траектории к левому берегу Большой Невы. Курс старались не менять, чтобы не вводить в заблуждение другие суда, но работали газом, то ускорялись, то сбрасывали, пропуская других. Некоторые пропускали нас.

Троицкий мост.
Троицкий мост.
Он же вблизи.
Он же вблизи.

(Жаль, яндекс.дзен не позволяет размещать видео, там лучше передана атмосфера).

Дальше не стало слаще, справа сплошь причалы. То метеор прямо перед нами отойдёт и газанёт вперёд, то другой прогулочный перед нашим носом зарулит, то из канала около «Зимнего дворца» выскочит баркас с туристами.

Прачечный мост через Фонтанку.
Прачечный мост через Фонтанку.

Такой своеобразный муравейник из катеров, форелевое хозяйство, все кишит. Местные капитаны привыкли, а нам было слегка нервно. Не каждый день ходим на яхте по центру Питера!))

С погодой сегодня везет. +22 и солнце!
С погодой сегодня везет. +22 и солнце!

Отойдя от центра на несколько километров движение успокоилось. Прогулочные суда сюда не ходят. Грузовой флот пойдёт после часу ночи к разводу мостов. Изредка, раз в час, пройдёт какая-нибудь «калоша». Красота!

Большеохтинский мост.
Большеохтинский мост.

Нева - река с достаточно сильным течением для равнинной реки. Двигатель VolvoPenta 7d мощностью 13 лошадиных сил выдаёт скорость 10-11 км/с в стоящей воде при режиме 80% от максимального. На максимуме движок мы не эксплуатировали, чтобы не насиловать его.

Так вот при таком режиме наша скорость в Неве составляла в лучшем случае 6 км/ч, а местами падала до 2,5 км/ч. Были участки, где скорость была аж 0,2 км/ч и, даже нас сносило назад на Ивановских порогах, но об этом далее.

Санкт-Петербург. Вид с Невы.
Санкт-Петербург. Вид с Невы.

Городские пейзажи постепенно сменялись на сельские пригородные, вечерело и холодало. До Усть-Ижоры нам оставалось чуть больше 2 часов хода.

Большой обуховский мост.
Большой обуховский мост.

Чтобы уменьшить влияние течения мы шли по кромке судового хода вдоль того берега, где течение минимально. Это давало нам ощутимый выигрыш в скорости при поворотах реки. Поворачивает река, скажем, налево, значит мы прижимаемся к левому берегу, то есть к внутреннему относительно поворота берегу, около которого река описывает короткую дугу.

Если река поворачивает направо, то и мы переходили к правому берегу.

На поворотах реки центробежная сила отжимает воду к внешнему берегу - здесь течение максимально, а у внутреннего берега - минимально.
Вечером вереницей потянулись пассажирские теплоходы.
Вечером вереницей потянулись пассажирские теплоходы.
  • Нам позвонил Александр, кэп «Оливии», сообщил, что они пришли в Усть-Ижору, отшвартовались, заняли местечко нам и подсказали, как узнать место с воды и как правильней зайти по глубинам в устье реки Ижора.
Пригород СПб.
Пригород СПб.

Прибыли в Усть-Ижору мы примерно в 22.00. Успели до темноты. Александр и хозяин причала помогли пришвартоваться. Мы встали лагом (бортом) к большому прогулочному судну. Встречное течение Ижоры незначительное.

Перекинулись впечатлениями от прохода Питера. Хозяин яхт-клуба показал, где находятся все блага цивилизации: туалет, душ и т.д. Все цивильно, чисто. Сам хозяин и его помощник очень благожелательны.

Расположение причала. 1000₽/сутки. Включены туалет, душ. Территория охраняется. С мачтой ограничение по высоте до ~10-11 метров.
Расположение причала. 1000₽/сутки. Включены туалет, душ. Территория охраняется. С мачтой ограничение по высоте до ~10-11 метров.

Наш день завершается.

Завтра планируем поставить мачту без крана, с пешеходного моста. Как это делается я совершенно не представляю! Кто-то из яхтсменов рассказывал, что так делал. Александр теоретически представляет и обещал помочь.

Кажется, завтра будет «весело».

-16

Читать далее - день 4.