Найти тему
ЛЕТАЕМ ВМЕСТЕ

Суперджет и его реальные конкуренты

Оглавление

Суперджет очень часто неверно сравнивают со среднемагистральными боингами и эйрбасами. В действительности Боинг, выступавший консультантом российского проекта, выбрал для него малоперспективную региональную нишу (90-120 пассажиров), которая не пересекается с самыми массовыми моделями крупнейших авиапроизводителей.

Реальными конкурентами нашего регионального самолёта на сегодня являются:

  • европейский Airbus А-220-100 (в прошлом канадский CS100)
  • бразильский Embraer Е-190
  • канадский Bombarier CRJ-1000 (с июня 2020 уже японский)
  • японский Mitsubishi Spacejet (ранее известный как MRJ-90)
  • китайский COMAC ARJ-21.

Сравним производственные показатели этих проектов с российским Суперджетом и взглянем на их перспективы в России и в мире.

Суперджет на авиасалоне МАКС-2019
Суперджет на авиасалоне МАКС-2019

Сколько выпустили?

В скобках указан год первой коммерческой поставки.

  1. Е-190: 578 (с 2005 года), в том числе 14 самолётов второго поколения Е2. 321 самолёт был поставлен до 2011 года, когда на рынок вышел Суперджет.
  2. Сухой Суперджет 100: 204 самолёта (с 2011 года)
  3. CRJ-1000: 64 самолёта (с 2010 года)
  4. А-220-100: 40 самолётов (с 2016 года)
  5. ARJ-21: 36 самолётов (с 2016 года)
  6. SpaceJet: 7 самолётов (коммерческие поставки начнутся не ранее 2021 года, сертификация не окончена)

Сколько заказано?

  1. ARJ-21: китайский производитель COMAC заявляет о 528 заказах, но реально подтверждается не более 200 твёрдых заказов
  2. SpaceJet: 167 самолётов
  3. Сухой Суперджет 100: 113 самолётов
  4. А-220-100: 54 самолёта
  5. Е-190: 15, в том числе 11 самолётов второго поколения Е2
  6. CRJ-1000: заказов нет

Текущая ситуация и прогнозы

Bombardier CRJ-1000

Канадский проект близок к своему концу. В июне 2020 года Бомбардье продал все права на него японской Мицубиси, и объявил об окончательном уходе с рынка коммерческих самолётов. Японцы купили права на самолёт не для его развития, а ради человеческого ресурса и некоторых технологий, в краже которых их ранее обвинял Бомбардье.

Испанская Air Nostrum была первым и самым крупным заказчиком самолёта CRJ-1000, получив в свой парк 30 самолётов
Испанская Air Nostrum была первым и самым крупным заказчиком самолёта CRJ-1000, получив в свой парк 30 самолётов

Прогноз развития - негативный. За 10 лет самолёт получил всего 63 заказа.

Embraer Е-190

Бразильский конкурент тоже находится в очень тяжёлой ситуации. Сам Эмбраер находится в подвешенном состоянии после того как Боинг сорвал сделку по его поглощению. С основного рынка - США, его активно выдавливают Эйрбас и Мицубиси. Рынки Китая и России для него фактически закрыты.

Норвежская авиакомпания Wideroe стала первым получателем обновлённой версии Е-190-Е2
Норвежская авиакомпания Wideroe стала первым получателем обновлённой версии Е-190-Е2

Прогноз развития - негативный. Иметь всего 11 заказов на обновлённый самолёт - это фактически провал.

Airbus А-220-100

Канадский проект C-Series, активно добиваемый Трампом с подачи Боинга, находился на грани краха, но в 2018 году был спасён благодаря Эйрбасу и переименован в А-220. Короткая версия А-220 пока не пользуется особым спросом у авиакомпаний. Основные рынки для самолёта - США и Европа.

Американская Дельта заказала 45 самолётов А-220-100, обеспечив почти половину общего портфеля заказов на эту модель
Американская Дельта заказала 45 самолётов А-220-100, обеспечив почти половину общего портфеля заказов на эту модель

Прогноз развития - позитивный. Потенциал выпуска А-220-100 до 2025 года мы оцениваем максимум в 150 самолётов.

Mitsubishi SpaceJet (MRJ 90)

Японский проект продвигается очень тяжело. Разработка началась ещё в 2007 году, поставки и сертификация постоянно задерживаются и переносятся. Теперь уже не ранее 2021 года. Купив у Бомбардье программу CRJ Мицубиси пытается решить свои накопленные производственные и технологические проблемы, а заодно убрать с рынка конкурента. Основные рынки для самолёта - США и Япония.

Японский конкурент выполнил первый полёт в 2015 году, но до сих пор не может получить сертификат
Японский конкурент выполнил первый полёт в 2015 году, но до сих пор не может получить сертификат

Прогноз развития - стабильный. О позитивных прогнозах можно будет говорить после получения самолётом сертификата. Потенциал выпуска Spacejet до 2025 года мы оцениваем максимум в 100 самолётов.

COMAC ARJ-21

Китайский проект регионального самолёта стартовал одновременно с японским в 2007 году. Регулярная эксплуатация началась в 2016 году. И только сейчас проект наконец выходит на плановые темпы выпуска 25-30 самолётов в год. Основные рынки для самолёта - Китай и возможно Азия.

Китайский проект имеет хорошие перспективы благодаря большому внутреннему рынку
Китайский проект имеет хорошие перспективы благодаря большому внутреннему рынку

Прогноз развития - позитивный. Потенциал выпуска АRJ-21 до 2025 года мы оцениваем максимум в 200 самолётов.

Сухой Суперджет 100

Российский проект регионального самолёта несмотря ни на что медленно, но верно развивается. Главным направлением развития до 2023 года станет выпуск модернизированной версии с максимальным импортозамещением всех систем. На основе опыта разработки сертифицированного двигателя ПД-14 разрабатывается новый российский двигатель ПД-8 для Суперджета. В настоящее время в России запущена реализация сразу 3 крупных авиапроектов, которые будут в том числе эксплуатировать Суперджеты. Подробнее об этом наши подписчики смогут прочитать в статье, которая будет опубликована на следующей неделе. Основной рынок для самолёта - Россия, после модернизации весьма вероятны поставки в Иран, страны СНГ и Египет.

Суперджет в небе над Жуковским
Суперджет в небе над Жуковским

Прогноз развития - позитивный. Потенциал выпуска Суперджетов до 2025 года мы оцениваем максимум в 100-150 самолётов.

Выводы

На фоне своих реальных конкурентов Суперджет и сейчас, и в будущем выглядит вполне достойно. По выпуску и заказам входит в тройку крупнейших авиапроизводителей региональных самолётов. На российском рынке самолёт продолжает наращивать свою долю практически вытеснив прямых конкурентов. Про мировой рынок сейчас говорить не имеет особого смысла. До прогнозируемого восстановления авиарынка в 2024-2025 годах ни один из указанных производителей не ожидает крупных заказов за пределами своих традиционных рынков.

ТОП 10 наших статей в 2020 году по мнению читателей:

Боингозамещение в России. Процесс запущен

Глазьев объяснил зачем нужно развивать отечественное авиастроение

Топ 10 крупнейших авиакомпаний мира 2019

Почему американские авиакомпании не верят в Боинг?

Новая стратегия развития группы Аэрофлот. Вопросы, оставшиеся без ответа

Самолёты, ставшие ненужными из-за коронавируса

Оцениваем глубину кризиса в Боинге и Эйрбасе по их финансовым отчётам

Самолёт Л-410. Уже наш или ещё чешский?

Авиапарк России. На чём летали? На чём будем летать?

Кто и как распространяет ложь про российские самолёты